«Барри Линдон». Режиссер Стэнли Кубрик (1975)
«Барри Линдон» — один из наименее известных в России фильмов Стэнли Кубрика, хоть он и обладает статусом культового и многими считается лучшей картиной великого режиссера. В основе шедевра лежит опять же не самый известный роман Уильяма Теккерея, автора «Ярмарки тщеславия» (по которой снято несколько фильмов — в частности, прекрасная феминистская адаптация индианки Миры Наир). Даже в большей степени, чем «Ярмарка тщеславия», «Судьба Барри Линдона» — это, по сути, плутовской роман с антигероем в главной роли.
Линдон — авантюрист и оппортунист, с которым случается множество неприятностей. Однако в фильме Кубрика тональность заметно отличается от назидательности и сатиры Теккерея. Здесь вместе с весельем и приключениями постоянно ощущается отстраненная грусть, печаль, разочарованность, не столько в конкретном герое, сколько в мире, который этого героя породил. Огромную роль в фильме играют пейзажи, а снят он в красивейших местах Англии, Ирландии и Германии.
«Маленькая принцесса». Режиссер Альфонсо Куарон (1995)
До того, как стать современным классиком, мексиканец Альфонсо Куарон, снявший «Гравитацию», «Дитя человеческое» и лучшую, третью часть поттерианы, успел прикоснуться и к другой английской сказке. Завораживающая экранизация классической детской книги писательницы Фрэнсис Ходжсон Бернетт, известной также по книгам «Маленький лорд Фаунтлерой» и «Тайный сад», стала его дебютом в США.
Куарон переносит действие книги в Америку во времена Первой мировой: Сара, девочка из богатой семьи, жившая в Индии, переезжает в Нью-Йорк и попадает в пансион для девочек, где быстро становится популярной среди сверстниц. Однако известие о смерти ее отца на войне меняет ее статус, возможности и делает ее практически Золушкой, но не совсем. Сара обладает уникальным воображением и даром рассказывать, она добра к другим и умудряется в прямом смысле слова героически преодолеть многие препятствия. Куарон создал фильм, наполненный волшебством, которое хранит детское воображение, и многое изменил в первоисточнике, создав таким образом произведение, прекрасно воспринимаемое детьми и взрослыми, даже ничего не знающими о прозе Фрэнсис Бернетт.
Читайте также
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервиллей». Режиссер Игорь Масленников (1981)
Многими признаваемая лучшей из всех частей советского телефильма о Шерлоке Холмсе, «Собака Баскервиллей» работает и как самостоятельная картина. Здесь сыграли роль и прекрасные натурные съемки, и снятый в Таллине дом Баскервиллей, и потрясающий актерский состав (помимо Ливанова и Соломина, в фильме играют Никита Михалков, Олег Янковский, Алла Демидова и другие звезды советского кино). Но самым лучшим остается сочетание нарастающего саспенса и юмора, который в этой части телеэпопеи достигает непревзойденных высот: недаром сегодня фильм разошелся на мемы.
Одна из лучших историй Конан Дойля многократно экранизировалась, в том числе и в СССР (существует малоизвестная двухсерийная адаптация 1971 года), но классика с «Овсянка, сэр», еще полным обаяния Михалковым и грустной судьбой спаниеля остается в сердце навсегда. Так же как и во всей серии, отдельную роль играет здесь музыка Владимира Дашкевича. По-прежнему одна из самых жизнеутверждающих и глубоко буржуазных советских лент.
«Тристрам Шенди: история бычка и петушка». Режиссер Майкл Уинтерботтом (2005)
Как снять фильм по книге, в которой история заканчивается не начавшись? Великое произведение Лоренса Стерна — метароман до изобретения метаромана — это пародийная попытка автобиографии, начинающаяся еще до рождения героя и постоянно расползающаяся во все стороны, близкая по духу «Дон Кихоту», но еще более странная. Британский режиссер Майкл Уинтерботтом и сценарист Фрэнк Коттрелл Бойс вместе со звездными актерами-комиками Стивом Куганом и Робом Брайдоном воплотили в жизнь несостоявшуюся историю самым логичным способом.
«История бычка и петушка» смешивает сцены из экранизации «Тристрама Шенди» и сцены из жизни тех, кто ставит этот фильм. В итоге восхитительные диалоги, напряжение между героями вне произведения и части самого фильма в картине соединяются, удивительно близко соприкасаясь с текстом Стерна. Книга и фильм воспринимаются вообще независимо друг от друга, притом что фильм действительно воплощает дух оригинала.
Читайте также
«Грозовой перевал». Режиссер Андреа Арнольд (2011)
История страсти Кэтрин и Хитклиффа не менее популярна в кино, чем «Джейн Эйр». Как и Шарлотта, Эмили Бронте создала удивительно притягательное готическое произведение, в котором страдание и страсти оказываются ведущими силами в жизни людей. «Грозовой перевал» многократно экранизировался, но именно с этой британской постановкой было множество сложностей: менялись и режиссеры, и актеры, предполагавшиеся на главные роли (например, в первой версии Кэтрин должна была играть Натали Портман).
В конце концов, Андреа Арнольд взяла на роль Кэтрин британку бразильского происхождения Каю Скоделарио, а в роли Хитклиффа впервые появился не белый актер. Авторы хотели сделать фильм ближе к оригиналу и изначально искали на эту роль актера в сообществе британских рома (именно так, как «цыган», описывался герой в книге), но найти его не удалось. Афробританец Джеймс Хаусон тем не менее блестяще справился с ролью. В фильме герои гораздо ближе к книжному возрасту, чем обычно в экранизациях «Перевала», и еще больше значения, чем обычно, придается пейзажу, который становится фактически персонажем картины.
«Дракула Брэма Стокера». Режиссер Фрэнсис Форд Коппола (1992)
«Дракулу» снимали почти что с того момента, как появилось кино, что неудивительно, ведь это один из самых кинематографичных романов всех времен. Однако версию Копполы хочется отметить отдельно, так как она, с одной стороны, уважает первоисточник (великий фильм «Носферату» Мурнау трудно назвать полноценной экранизацией, учитывая, что речь идет о плагиате, который был доказан в суде вдовой Стокера), а с другой — вдохновляется как раз ранним кино и историей киноужасов.
В кэмповском фильме Копполы сюжет книги несколько (но незначительно) изменен, иначе расставлены некоторые акценты, так что произведение оказывается самостоятельным и самобытным. Однако легко принять за наивность режиссера или за устарелость настоящий оммаж истории ужасов, от «Кабинета доктора Калигари» до итальянских джалло, и усиленную по отношению к книге квир-тематику. В итоге «Дракула Брэма Стокера» ушел достаточно далеко от книги в массовом сознании, при этом сделав ее снова невероятно популярной.
Читайте также
«Орландо». Режиссер Салли Поттер (1992)
Вирджиния Вулф — одна из писательниц, чьи произведения почти никогда не блистают на экране. Но есть и великие исключения из правил. Британка Салли Поттер решила взяться за самую сюрреалистичную из книг Вульф, «Орландо», о герое-героине, живущей много столетий, от Средних веков до наших дней.
Продюсеры были уверены в том, что экранизацию вообще невозможно будет снять, однако Поттер удалось создать шедевр, получивший множество премий и остающийся одним из самых эстетически выверенных фильмов последних десятилетий. Часть съемок проводилась в Великобритании, а часть (по сюжету стамбульская) — на территории города Хива в Узбекистане. Поттер удалось невозможное, так как она убрала все сюжетные линии, не касавшиеся ключевой истории напрямую, а заодно сделала ее более логичной, так как в кино поэтические допущения Вулф выглядели бы неправдоподобно.
Читайте также
«Бестолковые». Режиссер Эми Хекерлинг (1995)
Джейн Остин — одна из самых экранизируемых писательниц всех времен, и есть множество достойных версий ее романа «Эмма», включая совсем недавний фильм в стиле Уэса Андерсона с Аней Тэйлор-Джой в заглавной роли. Однако ни одна экранизация не сделала «Эмму» актуальнее и значимее, чем фильм «Бестолковые», действие в котором перенесено в современные создателям США.
Эми Хекерлинг срежиссировала фильм по собственному сценарию и сделала это с огромной любовью к первоисточнику. Обычно настолько живо и современно ставят Шекспира, а более современная литература слишком тесно оказывается связана с историческим контекстом. Но перемена эпохи и культуры отнюдь не мешает истории о внутреннем росте наивной, но неглупой Эммы Вудхаус показать все то, что делает романы Остин по-настоящему вневременными. Плюс — фильм стал классикой, и цитаты из него легко заметить повсюду в современной культуре, так что можно одновременно искать здесь и последующие влияния на молодежное кино и не только.
«История Дэвида Копперфильда». Армандо Ианнуччи (2019)
Одно из самых тяжелых (и на подъем, и морально) произведений Чарльза Диккенса экранизируется не так часто, как «Большие надежды» или «Оливер Твист», зато шотландцу итальянского происхождения Армандо Ианнуччи удалось сделать киноадаптацию романа живой, смешной и прорывной. В фильме снимаются актеры всех этносов и любого цвета кожи, а условность происходящего показана благодаря ключевому образу — книге, пишущейся на глазах у зрителя.
Ианнуччи предлагает такой способ подачи материала, который, постоянно оставаясь на метауровне, дает возможность эмоционально подключаться к героям. Отдельного восхищения заслуживает сокращение множества событий за счет нарочито разбивающего текст монтажа. Фильм рифмуется с «Маленькими женщинами» Греты Гервиг, но при еще большей степени отстранения от истории сильнее трогает и оставляет больше мыслей на потом. Ну и Дев Патель — один из самых талантливых и харизматичных актеров поколения — оказывается в великолепной компании, так что любо-дорого глядеть.