Блог
Storyport

10 литературных героев, которые бесят всех (ну почти)

Поделиться в социальных сетях

Некоторые из самых раздражающих героев мировой литературы были созданы такими по задумке автора. Другие — стали бесить только постфактум, когда их поступки или черты характера перестали соответствовать времени. В этой подборке разбираемся, какие персонажи русской и зарубежной литературы действуют на нервы своими поступками и словами.

10 литературных героев, которые бесят всех (ну почти) — блог Storyport

Кадр из сериала "Рэтчед"

Владимир Ленский

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Молодой дворянин и поэт Владимир Ленский описан Пушкиным как нелепый восторженный романтик, разговоры которого Онегин слушает со снисходительной улыбкой. Юноша только недавно вернулся в Россию, отучившись в Германии, его еще не развратил модный свет, и в целом «он сердцем милый был невежда». Отсутствие жизненного опыта, а еще вкуса и таланта особенно заметно в (сплошь любовных) стихах, которые пишет Ленский: «Забудет мир меня; но ты // Придешь ли, дева красоты, // Слезу пролить над ранней урной // И думать: он меня любил…» Конечно, жаль этого добряка, гибнущего на дуэли от приятельской руки, но рядом с протагонистом Владимир выглядит нелепо и пошло.

Григорий Печорин

«Герой нашего времени», Михаил Лермонтов

Слово «герой» в названии единственного завершенного романа Михаила Лермонтова можно трактовать двояко: с одной стороны, это выдающаяся личность, совершившая большой поступок; с другой — просто тот, кто воплощает в себе типичные черты своего времени. И офицера Григория Печорина слишком часто записывают в первую категорию, хотя уже в предисловии рассказчик обозначает, что перед нами «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин проявляет нарциссические черты, он и сам признает, что к дружбе неспособен, зато любит своих врагов. В личном дневнике он записывает: «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает». Гордыня толкает его на риск, Печорин ищет смерти, но по ходу действия губит тех, кому не повезло оказаться рядом. Крайне раздражающий персонаж, чьи поступки стоит перестать романтизировать.

Манилов

«Мертвые души», Николай Гоголь

Согласно одной из интерпретаций гоголевской поэмы, настоящие мертвые души — не покойные крепостные, которых Чичиков скупает по всей стране, а многочисленные помещики, с которыми он встречается, выполняя эту задачу. Из них Манилов первым представлен читателю во всей красе. При знакомстве он кажется приятным и добрым хозяином. Но из XXI века, где общество помешано на достижениях, он выглядит жалким человеком без целей и энергии. Манилов только мечтает, но ничего не делает: его хозяйство в упадке, креслам в доме не хватает обивки, даже книга лежит недочитанная уже два года. Хотя Гоголь описывает впечатление от этого героя как «​​чорт знает что такое!», самого Манилова не беспокоит его пассивное существование и синдром отложенной жизни: он полностью доволен своим бытом, чем отчасти бесит, отчасти вызывает легкую зависть.

Хитклифф

«Грозовой перевал», Эмили Бронте

Импульсивный, таинственный и скрытный подкидыш Хитклифф вырос в провинциальном поместье Грозовой перевал среди вересковых пустошей Йоркшира под опекой мистера Эрншо. Сводного брата Хиндли он возненавидел сразу из-за конкуренции за внимание отца, а сводную сестру Кэтрин — спустя много лет, когда та предпочла выйти замуж не за него, а за мужчину постабильнее. Одержимый желанием отомстить семейству, повзрослевший Хитклифф готов на все: ложь, насилие, манипуляции. Он отправляет в петлю невинную болонку, бросает нож в собственную жену, оставляет родного сына умирать и совершает еще массу злодейств. Однажды Хитклифф спрашивает Кэтрин: «Хотела бы ты жить, когда твоя душа в могиле?» Своими страданиями он пытается оправдать любую жестокость, что кажется не лучшей идеей.

Евгений Базаров

«Отцы и дети», Иван Тургенев

Молодой врач Евгений Базаров решает погостить в семейном поместье своего друга Кирсанова. На новом месте он знакомится со старшими родственниками приятеля — отцом и дядей, умеренными консерваторами, готовыми радушно принять его. Но Базаров не из тех, кто может оценить гостеприимство. Он прямо заявляет, что Кирсанов-старший мало смыслит в хозяйстве, да и вообще его образ жизни — щегольство, а взгляды — архаика. Разумеется, это не мешает герою оставаться в доме Кирсанова, спать на застеленной для него кровати, наслаждаться приготовленным ему ужином и заниматься самолюбованием, возясь с лягушками, инфузориями и химическими составами. Плюс ко всему — Базаров пренебрежительно относится к женщинам, называет их «бабами» и считает, что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Этот герой хочет казаться неуязвимой машиной, равнодушной к чувствам и человеческим слабостям, но все это — только маска для неуверенного в себе мизантропа.

Наташа Ростова

«Война и мир», Лев Толстой

Самая обаятельная героиня в русской литературе, а точнее, самая удобная для всех окружающих ее людей. Лев Толстой смешивает черты двух любимых женщин: молодой жены Софьи Андреевны и свояченицы Татьяны Кузминской, чтобы описать свой идеал — влюбчивую, пылкую и одновременно милую Ростову. Она любопытна, но «не удостаивает быть умной». Она талантлива, но все занятия девушки встроены в мир мужчин, находящихся рядом с ней: Наташа охотится заодно с братом, а поет и танцует под гитарную игру дядюшки.

Толстой с большим недоверием относился к идеям женской эмансипации, так что центральная героиня «Войны и мира» нигде не переходит черту и любая ее инициатива, как, например, попытка сбежать с Курагиным, оказывается наказана. Автор вроде бы приготовил для девушки счастливый финал, но описание семейного счастья Безуховых в эпилоге для многих читателей и читательниц выглядит неубедительно. Наташа на сто процентов погружена в быт мужа и детей, которых надо «носить, рожать, кормить, воспитывать», а поднявшиеся вокруг «толки и рассуждения о правах женщин» она решительно не понимает.

Дэйзи Бьюкенен

«Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Дэйзи Бьюкенен — дочь богатых южан — всегда была окружена поклонниками и роскошью. Возможно, поэтому, проводив Джея Гэтсби на войну и пообещав дождаться возлюбленного, она не сдержала слово и выбрала стабильность, статус и богатство в лице Тома Бьюкенена. Теперь дни Дэйзи заполнены путешествиями, буйными вечеринками и шампанским, — чтобы оставаться в этой сказке, она закрывает глаза на измены супруга. Ее выбор, конечно, можно понять. Чего понять нельзя — так это лицемерия, с которым девушка рассуждает о своем положении. В первой главе Дэйзи всерьез заявляет: «Я побывала везде, видела все и прошла через все», с улыбкой оправдываясь за нынешнее благополучие и намекая на мучительную внутреннюю борьбу. Но никаких особенных трагедий она не прошла, плюс, как показывают дальнейшие события, этой леди, чей «голос был полон денег», не свойственно раскаяние: сбив на автостраде любовницу мужа, она скрывается с места происшествия, а на похороны Гэтсби и вовсе даже не является.

Говард Рорк

«Источник», Айн Рэнд

Архитектор «новой волны» Говард Рорк старается не сотрудничать с другими профессионалами и держится особняком, чтобы воплощать свои смелые модернистские проекты в одиночку. Он убежденный индивидуалист и верит, что творческая сила личности является двигателем прогресса. Этот человек явно никогда не слышал про феномен эусоциальности — формы организации сообществ, основанной на взаимопомощи, которая помогла человечеству обустроить цивилизацию. Надменный, самолюбивый и упрямый герой убеждает себя, что не подвержен влиянию толпы, но, разумеется, мы все — и в том числе Рорк — живем в обществе.

Сестра Рэтчед

«Над кукушкиным гнездом», Кен Кизи

Старшая сестра психиатрической больницы штата Орегон держит в страхе все отделение. Она наслаждается властью и использует против пациентов любые средства — от притупляющих сознание таблеток до электрошоковой терапии. Рэтчед одержима порядком, любой сбой в системе превращает ее в «белый тугой комок ярости», поэтому появление нового свободолюбивого подопечного Рэндла Патрика Макмерфи неизбежно приводит к жесткому противостоянию. В культовой экранизации 1975 года сестру Рэтчед сыграла Луиза Флетчер, она получила «Оскар» за лучшую женскую роль и при получении награды сказала со сцены, что иногда приятно быть объектом ненависти.

Долорес Амбридж

Harry Potter and the Order of the Phoenix by J.K. Rowling

Самый раздражающий персонаж всей серии о приключениях Гарри Поттера появляется в пятой книге. Это профессор Долорес Амбридж, новая преподавательница «Защиты от Темных искусств», отправленная в Хогвартс Министерством магии для надзора за директором и пропагандистской работы. На первый взгляд может показаться, что она не представляет угрозы: внешне Амбридж напоминает добрую тетушку, помешанную на розовых кружевах, бантиках и тарелочках с котятами. Тем более зловещей оказывается реальность, в которой эта женщина заставляет учеников в качестве наказания писать их собственной кровью, устанавливает в школе диктатуру, а позже, вернувшись в министерство, развивает политику превосходства чистокровных магов над полукровками и маглорожденными.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами