Блог
Storyport

Лев Толстой как этический терапевт: уроки толерантности и осознанности

Поделиться в социальных сетях

9 сентября 2020

Рассказываем о том, почему Лев Толстой не верил в «искусство ради искусства» и ради чего, по его мнению, должны создаваться великие романы.

Этика Льва Толстого

Лев Толстой как этический терапевт: уроки толерантности и осознанности

Главное, что нужно сказать о Льве Толстом и о чем нередко забывают на уроках литературы, — Толстой верил в роман не как в форму развлечения, а как в средство воспитания и преобразования. В его глазах книга — наилучший посредник, через которого мы узнаем других людей. Особенно тех, кто на первый взгляд кажется нам неприятным. Толстой верил: читая, мы воспитываем в себе человечность и терпимость.

Жизнь Льва Толстого

Родился Толстой в 1828 году в Ясной Поляне — крупном семейном поместье в сотне километров к югу от Москвы. Этому месту суждено стать его домом, из которого он будет порываться уйти на протяжении всей жизни. Родители Толстого скончались, когда он был совсем юным, и его воспитанием занимались многочисленные родственники. Толстой не смог выучиться в университете, из-за чего его часто ошибочно характеризуют как неспособного и нежелающего учиться. Несколько лет он провел за игрой в карты, выпивкой и поездками к цыганам, а затем поступил в армию как офицер-артиллерист и попал на Крымскую войну.

Женился Толстой немногим позже своего тридцатилетия. Его жене Софье, происходившей из высокообразованной семьи, на тот момент было всего 18 лет. У них родилось 13 детей, только девять из которых дожили до взрослых лет. Брак был трудным — они часто спорили о любви, и оба нередко оставались несчастными. Софья рожала детей и не принимала холодного к ним отношения Толстого, Толстой же рождал романы и не понимал, отчего жена ставит что-то выше их. В итоге Лев Толстой отрастил длинную бороду, стал приверженцем здорового образа жизни и физических упражнений и проводил значительную часть времени в кабинете. Там он и написал несколько своих главных книг, среди которых «Война и мир», «Анна Каренина» и «Смерть Ивана Ильича».

Толстой не смог выучиться в университете, из-за чего его часто ошибочно характеризуют как неспособного и нежелающего учиться.

«Война и мир»: посмотреть на мир глазами другого человека

Первый великий роман Толстого «Война и мир» был целиком опубликован в 1869 году, когда автору исполнился 41 год. В романе мы видим Наташу Ростову, восхитительную и полную жизни юную девушку. Вначале она помолвлена с Андреем Болконским, искренним и доброжелательным мужчиной, который любит ее, но эмоционально отстранен и замкнут. Пока Андрей путешествует по Италии, Наташа встречает красивого и циничного мота Анатоля Курагина и влюбляется в него. Ему практически удается соблазнить ее и уговорить сбежать вместе с ним, но в последний момент семья ее останавливает.

Наташа приводит всех в ужас и ярость своим поведением. Подобный дерзкий и безумный поступок разрушает ее перспективы на «нормальную жизнь» и позорит семью. По меркам окружающего мира, Наташа совершила чудовищную ошибку. Если бы мы увидели этот сюжет в новостях той эпохи, нам бы и в голову не пришло сочувствовать ей — такое поведение выходит за рамки дозволенного.

И все же взгляд Толстого другой: если мы посмотрим на мир глазами Наташи, то не сможем ей не сопереживать. Это не самовлюбленная, легкомысленная и неспособная любить девушка. Она просто молода, неопытна и чувствует себя брошенной своим слишком занятым женихом. Она импульсивна, легко поддается ощущениям радости и счастья. Она тонко переживает моменты отказа другим людям, чем и пользуется склонный к манипуляции Анатоль.

Если мы будем внимательно наблюдать за внутренней жизнью других людей, они перестанут быть для нас одномерными, может быть, неприятными.

Толстой убеждает читателя встать на сторону Наташи, \подводя к мысли, которая ему кажется основополагающей для этически осознанного человека: если мы будем внимательно наблюдать за внутренней жизнью других людей, они перестанут быть для нас одномерными, может быть, неприятными. Вместо этого мы будем относиться к ним с той добротой, которую они действительно заслуживают и в которой нуждаются. Никто не должен быть исключенным из круга сочувствия и прощения.

«Анна Каренина»: человек сложнее, чем кажется

Для Толстого основополагающая задача романа — помочь читателю понять так называемых плохих персонажей. Один из героев, сразу производящий отталкивающее впечатление, это муж Анны Карениной, чопорный и напыщенный Алексей Каренин. Сюжет построен на истории о красивой, умной, живой и щедрой на чувства Анне, чья жизнь начинает разрушаться, когда она влюбляется во Вронского, молодого офицера кавалерии.

Алексей Каренин — государственник, высокопоставленный чиновник, который часто груб с Анной и не способен адекватно ответить на ее эмоциональное поведение. Пока развивается любовный роман Анны и Вронского, главный страх ее мужа в том, что в обществе пойдут сплетни и это отразится на статусе семьи. Он изображен так, будто с точки зрения чувств брак ему безразличен. Затем Анна рожает ребенка от любовника, она больна, и вдруг Каренин меняется. Он осознает любовь к жене, к ребенку от другого мужчины, он прощает Анну.

«Нет, ты не можешь простить! Я знаю, этого нельзя простить! Нет, нет, уйди, ты слишком хорош!» — говорит Анна. И в этот момент на Каренина снисходит откровение. «Душевное расстройство Алексея Александровича все усиливалось и дошло теперь до такой степени, что он уже перестал бороться с ним; он вдруг почувствовал, что то, что он считал душевным расстройством, было, напротив, блаженное состояние души, давшее ему вдруг новое, никогда не испытанное им счастье. Он не думал, что тот христианский закон, которому он всю жизнь свою хотел следовать, предписывал ему прощать и любить своих врагов; но радостное чувство любви и прощения к врагам наполняло его душу. Он стоял на коленах и, положив голову на сгиб ее руки, которая жгла его огнем через кофту, рыдал, как ребенок».

Внутренняя жизнь Каренина оказалась куда сложнее, чем можно было бы предположить. Однако мысль Толстого в том, что Каренин — не исключительный герой.

Внутренняя жизнь Каренина оказалась куда сложнее, чем можно было бы предположить. Однако мысль Толстого в том, что Каренин — не исключительный герой. Он всего лишь человек, с хорошими и плохими качествами. Часто бывает, что холодные и неприятные люди имеют огромные резервы скрытой нежности, имеют неожиданные личностные грани и оказываются намного приятней, чем кажутся сначала.

«Смерть Ивана Ильича»: каждый может стать лучше

Нечто похожее можно сказать и о повести «Смерть Ивана Ильича», опубликованной в 1886 году. В начале книги мы видим Ивана, судейского чиновника, который предстает эгоистичным, тщеславным и циничным человеком. Однажды, развешивая шторы, он падает с лестницы и вследствие травмы тяжело заболевает. Болезнь вскоре признают смертельной, и у Ивана остается всего несколько месяцев жизни. По мере того, как здоровье его угасает, Иван проводит время дома, на диване. Его семья, понимая, насколько много неудобств — в социальном и финансовом смысле — доставит эта смерть, начинает возмущаться им и его болезнью. Его неприятный характер и вспыльчивость проявляются в эти моменты, и все же глубоко внутри Иван проходит через серию откровений.

Он оглядывается на свою жизнь и осознает ее незначительность. Он по-новому начинает смотреть на природу и чувствовать ее, открывает доброту своего слуги, скромного и необразованного человека. Его страшно злит человеческая глупость, пренебрежение важным знанием того, что все мы рано или поздно умрем. Иван понимает, что наша смертность должна всегда быть перед глазами, должна побуждать нас к постоянной доброте и сочувствию. Когда герой умирает, Толстой представляет его последнее чувство: Иван жалеет и прощает всех людей вокруг.

На примере истории жизни и смерти Ивана Ильича Толстой показывает огромный человеческий потенциал, который заложен в каждом из нас, вне зависимости от положения, статуса, возраста или пола.

На примере истории жизни и смерти Ивана Ильича Толстой показывает огромный человеческий потенциал, который заложен в каждом из нас.

В чем заключается миссия искусства?

Когда Толстому было около 70 лет, он объединил свои размышления о писательстве в большое эссе, которое назвал «Что такое искусство?». Это одна из его наиболее важных работ, где Толстой предполагает, что у искусства есть великая миссия: «И как происходит эволюция знаний, т. е. более истинные нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства».

Толстой понимал, что романы должны быть увлекательными, иначе читатель не будет тратить на них свое время. Одновременно с этим он был убежден, что книги должны вдохновлять нас и служить тем ключом, который открывает дверь к трудному пути духовного роста.

В эссе «Что такое искусство?» Толстой большей частью пишет о работах других авторов. Однако в действительности, косвенно и скромно, он подводит итог и своим трудам. Великие писатели не должны просто помогать скоротать время. Их книги должны быть своего рода терапией, попыткой воспитать наше этическое чувство и, как бы банально это ни звучало, сделать человека, а значит и мир, лучше.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами