Лайон Спрэг де Камп родился в 1907 году в Нью-Йорке. Он активно писал для бульварных журналов, но в годы Великой депрессии не брезговал и другими многочисленными работами (например, стал экспертом по патентам). Де Камп любил изучать языки, а вот придумывание сюжетов ему давалось не так уж легко, поэтому многие свои произведения он написал в соавторстве, в том числе с собственной женой, которая верила в его талант сочинителя даже больше, чем сам писатель.
Но обо всем по порядку.
От Конана-варвара к собственным книгам
Жил-был Роберт И. Говард, который придумал Конана-варвара. И не только придумал, а активно писал о нем книжки; когда же времени на полноценный текст не хватало, он просто создавал синопсис, но возвращался к нему впоследствии далеко не всегда. Зато герой нашего материала, Лайон Спрэг де Камп, был настолько захвачен этими сюжетами и героями, что перерабатывал синопсисы и писал отдельные произведения о Конане, и это одна из главных причин его популярности в 1930-е годы.
Но далеко не только в этом заключался секрет успеха де Кампа. Дело в том, что он действительно очень любил фэнтези. Отлично понимая, как устроены книги этого жанра, он решил не просто следовать протоптанными тропками, создавая романы из готового набора сюжетов и героев и меняя лишь имена и обстоятельства, а добавить что-то свое. Де Камп считал, что необязательно быть серьезным, как множество других авторов, беря героя с большим мечом и горячим сердцем, ведь этот образ, как и многие другие клише фэнтези-романов, станет лишь интереснее, если добавить к нему немного иронии.
«Башня гоблинов»
С этой книги начинается серия о приключениях Джориана — варвара, однажды ставшего самым настоящим королем. Казалось бы, это круто, но есть сложность: в волшебной стране король — выборная должность, так что до смерти посидеть на троне не получится, да и срок правления всего-навсего пять лет. Но даже не это самое страшное. Страшно то, что через пять лет бывший король отправляется не на заслуженную пенсию, а на эшафот — чтобы лишиться любимой своей головы. (Любознательный читатель даже получит возможность выяснить, чем топор палача отличается от других, и это очень интересно!). Собственно, именно в этот переломный момент «отхода от дел» мы знакомимся с главным героем, который почему-то не желает проходить через мучительную процедуру прощания с головой, а хочет просто насладиться спокойной жизнью. И, конечно, за эту возможность ему придется побороться.
Сразу предупрежу: не стоит ожидать от этой серии высоких нот героического фэнтези! Уровень пафоса здесь возмутительно низок, а вот градус иронии (порой переходящей в сарказм) крайне высок. Но если вы хотите гарантированно на время выпасть из реальности, то приключения незадачливого короля, вынужденного бороться за жизнь в мире, полном интриг и монстров, вам точно понравятся.
«Демон, который ошибался»
Впрочем, главным героем в книгах де Кампа бывает не только Джориан, но и незадачливый демон, который к королю вообще никакого отношения не имеет. Эдим (так зовут основного персонажа «Демона, который ошибался») совершает проступок и лишается высокого демонического ранга, ведь, как известно, нечистой силе без бюрократии тоже никуда. В качестве наказания Эдима посылают отработать контракт с магом, который хоть и волшебник, но все-таки человек, а значит, мыслит абсолютно не так, как привык бедный демон.
Интерес ко всей истории Эдима держится не только на сюжетных перипетиях, но и на образе демона и его сложных отношениях с миром людей. Эдим не слишком разбирается в человеческих чувствах, с трудом различает, где «оправданное» злодейство, а где нет, и почему придворные интриги предпочтительнее честного людоедства. В общем, ждешь хитрого посланца тьмы, а получаешь завуалированную историю о незадачливом парне, не способном понять устройство обыденной жизни. Благодаря особой точке зрения Эдима общество, подробно обрисованное в предыдущих книгах, становится еще более абсурдным и смешным: то, что для жителей Ира абсолютно нормально, для пришельца со стороны алогично и порой попросту жестоко.
И еще один Говард в жизни де Кампа
Интересно, что де Камп не только активно работал с синопсисами Роберта И. Говарда, но и увлекался творчеством другого Говарда, то есть Лавкрафта. Его биография классика литературы ужасов («Лавкрафт: живой Ктулху») сочетает в себе литературоведческий анализ и достаточно ехидные выпады в адрес мэтра. Особое возмущение у читателей обычно вызывает тот факт, что гениальность Лавкрафта автор объясняет только одним — его ментальными особенностями. Это огорошивает, однако, несмотря на это, читать книгу все равно интересно. И хотя де Камп представил нам героя, к которому сам относится без симпатии, он все же оставил читателю пространство, необходимое для выработки собственного отношения к противоречивой и сложной фигуре мастера.
P. S. Да, и еще маленькая заметка на полях. Как я уже писала, наш автор родился в далеком 1907 году, а значит, в его текстах современный читатель может кое-где зацепиться взглядом за не слишком политкорректные выражения. Ничего страшного, конечно, с учетом разницы эпох, но все же я решила об этом предупредить.
Купить книги Лайона Спрэга де Кампа можно в интернет-магазине «Дома историй».