Блог
Storyport

10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый

Поделиться в социальных сетях

21 января 2021

В этой подборке мы представляем десять античных текстов (хотя могли бы набрать куда больше), повлиявших на мировую культуру и литературу: от «Илиады» Гомера до «Метаморфоз» Овидия. Материал подготовила литературный критик и главред интернет-издания «Rara Avis. Открытая критика» Алена Бондарева.

10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый

10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый

«Илиада», Гомер (VIII век до н. э.)

Эпическая поэма слепого рапсода Гомера «Илиада» (а заодно и ее продолжение «Одиссея») оказывает грандиозное влияние на всю мировую культуру, начиная с древнейших времен. Здесь впечатляет все: от образов, формы (кстати, ни одну из поэм Гомер не записывал, а пел по памяти) и сюжетов, вобравших в себя массу мифологических подробностей, до реальных исторических событий. В основе «Илиады» — рассказ о Троянской войне, длившейся долгие годы. Правда, у Гомера ее главной причиной стал божественный разлад (внимательному читателю он демонстрирует новое мироощущение древнего человека) и только потом — похищение Парисом, царевичем Трои, жены спартанского царя Менелая — прекрасной Елены.

В этом эпическом тексте мы встречаем список кораблей (который знаменитый русский поэт Осип Мандельштам «прочел до середины»); могучего Ахиллеса (его полюбят рисовать французские и американские художники XVII–XIX веков); отважного Гектора (чья гибель впечатлит Шекспира). Миф о Елене Прекрасной также в каждом столетии перепевается на новый лад.

Что уж говорить о тематическом продолжении «Илиады» — «Одиссее», многостраничном повествовании об одном из царей-победителей, десять лет возвращавшемся домой после разгрома Трои, и его жене Пенелопе, все это время отбивавшейся от назойливых женихов.

Правда, у Гомера ее главной причиной стал божественный разлад и только потом — похищение Парисом, царевичем Трои, жены спартанского царя Менелая — прекрасной Елены.

Только переводов этих знаменитых произведений в каждой стране существуют сотни. А главные и второстепенные герои постоянно становятся персонажами новых романов. Например, в 2006 году Маргарет Этвуд написала свою «Пенелопиаду», ее героиня не только рассказывает об эпических событиях со своей точки зрения, но и довольно иронично комментирует нашу современность, подглядывая за ней из Аида. А не так давно английский писатель Стивен Фрай и вовсе переосмыслил всю «Илиаду», написав объемную книгу «Троя. Величайшее предание в пересказе».

«Агамемнон», Эсхил (V век до н. э.)

Трагедия Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») тоже черпает начало в реальной истории. Она посвящена судьбе царя Микен Агамемнона (предводителя греков в Троянской войне и младшего брата оскорбленного Менелая). Дело в том, что его жена Клитемнестра вовсе не была так целомудренна, как Пенелопа. Правительница Микен, наоборот, не отказывалась от вольной любви.

Понимая, чем ей грозит скорое возвращение мужа, она устроила пышную встречу. Но, оказавшись наедине с супругом, недолго думая, снесла ему голову. И следом убила Кассандру (захваченную Агамемноном троянскую царевну — когда-то Аполлон наделил ее даром предвидения, а потом проклял, и люди перестали верить ее пророчествам). И если мифическая Клитемнестра мстит Агамемнону за то, что тот принес в жертву свою собственную дочь, дабы ускорить отплытие греческого флота к берегам Трои, то у героини Эсхила другая мотивировка.

Царица представляется трагиком как существо алчное и порочное. Однако именно история Клитемнестры оказала влияние на всю европейскую литературу. Ее образ, равно как и образ несчастной Кассандры, до сих пор переосмысливается и трактуется на все лады.

«Царь Эдип», Софокл (V век до н. э.)

Парадокс, однако про Эдипов комплекс, «открытый» Зигмундом Фрейдом, пожалуй, знают куда больше людей, чем про Софокла, автора знаменитой трагедии «Царь Эдип». Хотя она-то и дала пищу для размышлений знаменитому психоаналитику.

История Эдипа поистине печальна. Узнав о пророчестве (Эдипу было предсказано, что он убьет собственного отца и женится на родной матери), юноша бежит из дома. Вот только позже выясняется, что покинул он приемных родителей. По пути Эдип случайно убивает богатого человека, спасает Фивы от злого Сфинкса и женится на овдовевшей правительнице города. От этого союза рождаются Антигона (про нее, кстати, Софокл тоже сочинил трагедию) и Исмена. И лишь спустя несколько лет мудрый правитель выясняет, что Иокаста, возлюбленная супруга, — его же мать, а убитый им старец — отец, царь Лай. Не выдержав позора, царица кончает жизнь самоубийством, а Эдип, пораженный новым знанием, выкалывает себе глаза.

«Медея», Еврипид (V век до н. э.)

На самом деле «Медей» даже в античной литературе существует несколько. Первую трагедию написал Еврипид, вторую (она не сохранилась) — Овидий, третью — Сенека. А уж сколько книг было создано после — не счесть. Сегодня навскидку можно вспомнить одноименный рассказ Людмилы Петрушевской и роман «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой. Существует опера, экранизации и куча театральных постановок. Что неудивительно, ведь история о матери, убивающей собственных детей только для того, чтобы отомстить неверному супругу, мало кого оставляет равнодушным.

Однако, если разбираться в корнях, миф о колхидской царице берет начало в «Аргонавтике» (тут в помощь более поздняя поэма Аполлония Родосского, подробно рассказывающая о том, зачем Ясону потребовалось золотое руно). Именно Медея помогла Ясону добыть священный артефакт, умертвив родного брата, а после бежала с возлюбленным на его корабле. Далее миф трактуется по-разному. По одной версии Ясон так и не женился на Медее, предпочтя иную женщину, по другой — Медея все же стала его супругой, но Ясон заскучал и снова влюбился.

История о матери, убивающей собственных детей только для того, чтобы отомстить неверному супругу, мало кого оставляет равнодушным.

Как бы там ни было, Медея разозлилась, отравила соперницу и убила собственных детей (хотя и в истории с детьми некоторые подозревали месть богов, влияние рока и даже участие обиженных жителей Колхиды). Любопытно, что Еврипид был первым, кто возложил вину за смерть детей полностью на Медею.

«Лягушки», Аристофан (V век до н. э.)

«Лягушки» Аристофана понравились древним зрителям так сильно, что были поставлены дважды (это невиданный случай, ведь в те времена комедии игрались по разу). Подробнее о том, почему эта комедия — одна из лучших в истории античности, можно узнать из лекции Николая Гринцера «Над чем смеялись древние греки».

В этой забавной пьесе есть все: и перевернутый божественный миф (Дионис отправляется в загробный мир для того, чтобы вернуть к жизни Еврипида), и политические советы Аристофана городу, которые, кстати, не оправдались к моменту второго представления. И шуточное состязание в загробном мире: как выясняется, тут тоже поэты соревнуются в мастерстве. Диониса призвали в судьи. Но в споре неожиданно победил не Еврипид, а Эсхил, другой известный драматург. И покровитель театра возвратил к жизни его. В итоге благодаря этой и другим пьесам Аристофана изменилось восприятие комедии как таковой.

«Пир», Платон (IV век до н. э.)

Платон — величайший философ. Благодаря ему до нас дошло учение Сократа (во многих текстах учитель Платона выступает как участник дискуссий). А еще именно Платон наставлял Аристотеля. Однако наследие самого философа дошло до нас частично, в так называемых диалогах. Один из самых известных — «Пир» — посвящен пониманию любви. На неком пиру ученые мужи, среди них есть и известные античные драматурги, обсуждают, что есть любовь. Каждый выступает с речью, в которой представляет свое видение проблемы. Любовь они рассматривают по-разному — как жажду целостности, как растворение во всем сущем, как стремление к овладению благом...

«Поэтика», Аристотель (IV век до н. э.)

Пожалуй, «Поэтика», трактат философа Аристотеля о теории драмы, — самая нетипичная книга в этом списке. Однако и она до сих пор влияет как на мировое искусство, так и на отдельных авторов. Ведь благодаря Аристотелю мы узнали, что такое мимесис (подражание действительности), катарсис (высшая точка наслаждения), фабула и так далее. Именно Аристотель растолковал людям (и продолжает это делать), что есть поэзия, чем комедия отличается от трагедии, почему для хорошей истории важно не только правдоподобие, но и последовательность.

Именно Аристотель растолковал людям, что есть поэзия, чем комедия отличается от трагедии, почему для хорошей истории важно не только правдоподобие, но и последовательность.

«Энеида», Вергилий (I век до н. э.)

«Энеида» — неоконченная поэма Вергилия. В ней рассказывается о странствиях троянского героя Энея. Как и Одиссей, после окончания войны он отправляется с остатками своего народа в дорогу. Правда, в отличие от хитрого и мудрого царя Итаки, едет не домой (по понятным причинам), а ищет новое место для пристанища. Но прежде чем он обоснуется на берегах Тибра (и римляне получат право называть себя его потомками), Энея ждет много приключений. Пиры, любовь, сошествие в загробный мир и прочее, прочее. Что касается влияния, то на «Энеиду» часто ссылались, ее регулярно переводили (например, Жуковский, Фет, Брюсов). Персонажи поэмы становились героями картин и отдельных сюжетов, а еще… над текстом часто смеялись. В мировой литературе даже появилась традиция пародировать Виргилиеву «Энеиду».

«Федра», Сенека (I век н. э.)

Федра — еще одна печально известная героиня (дочь царя Миноса) в списке. Воспылав страстью к пасынку Ипполиту (сыну аргонавта Тесея), она на веки вечные поселилась в мировой литературе. Одна из самых известных одноименных трагедий принадлежит перу римского философа-стоика (того самого, который придерживался максимы: «делай что должен, и будь что будет») Сенеки. Его Федра, не добившись взаимности, оговорила Ипполита, что привело к побегу и гибели юноши, а после и к ее собственной смерти. Кто только не обращался к теме преступной любви, как только не трактовался этот образ (Софоклом, Расином, Цветаевой, Уайльдом). Федра была и жертвой обстоятельств, и несчастной влюбленной, и монстром.

«Метаморфозы», Публий Овидий Назон (I век н. э.)

Знаменитая поэма Овидия «Метаморфозы» в 15 книгах пересказывает мифы о волшебных трансформациях. Она описывает происхождение разных животных, растений, созвездий и камней. Здесь боги влюбляются в смертных, что, разумеется, ведет к трагическим превращениям, но есть и множество сюжетов, в которых животные или растения обращаются в людей. Каждому перевоплощению поэт старается найти философское обоснование. Поэма затрагивает множество чувств: любовь, ненависть, смятение, обиду и так далее. Интересно, что Овидий касается и мифов предшественников (того же Гомера). Поэтому влияние его книги особенно на европейскую культуру очень велико. Боккаччо, Петрарка, Данте, Шекспир, Милтон, Гете и многие другие черпали в «Метаморфозах» не только вдохновение, но и идеи для сюжетов. К слову сказать, для детей многие мифы (в том числе и описанные Овидием) были переработаны русским историком и педагогом Николаем Куном.


Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами