Знал ли Фицджеральд, что его роману о богаче с «редкостным даром надежды» Джее Гэтсби суждено было стать символом целой эпохи? Более того, возможно, именно Фицджеральд своей книгой отчасти ее и создал. Эта книга — слепок Америки века джаза, где господствуют легкие нравы и примитивность жизни, а настоящим чувствам грош цена. Книга увидела свет 10 апреля 1925 года, но удивительно, что известной сразу она не стала. Несмотря на инсценировку на Бродвее и практически молниеносно снятый фильм 1926 года, настоящая слава «Великого Гэтсби» пришлась лишь на пятидесятые. А сейчас этот роман — бесспорная американская классика.
Историю безумной любви миллионера Джея Гэтсби к очаровательной пустышке Дэзи Бьюкенен мы видим глазами его соседа Ника Каррауэйя, по совместительству кузена прекрасной дамы. Пять лет назад Джей и Дэзи были влюблены друг в друга, но счастье их по воле случая было недолгим. За прошедшие несколько лет ему удалось сколотить баснословное состояние, а ей выйти замуж, по мнению света, весьма успешно. Сегодня о вечеринках Гэтсби складываются легенды. Хотя смысл каждой из них и сводится к ожиданию ее появления на этом празднике жизни.
Так уж сложилось, что история о «Великом Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда рассказывает о ком угодно, но не о заглавном герое. И даже Базу Лурману в нашумевшей экранизации 2013 года вырисовать его портрет не до конца удалось: напыщенного хлыща и пылкого любовника в исполнении Ди Каприо, конечно, увидели все, а вот Джея Гэтсби — немногие.
И действительно, кто он? Бутлегер-миллионер, король вечеринок, влюбленный идиот или единственный честный человек во всем Уэст-Эгге? Если бы сложилось так, что один нью-йоркский репортеришка добрался бы до виллы на берегу пролива, решив взять комментарий для первой полосы, а Гэтсби был бы разговорчив (сложно представить, но все же), наверное, вышло бы примерно так. Хотя, как мы знаем, история сослагательных наклонений не терпит.
Правила жизни Джея Гэтсби
— В этой жизни есть две вещи, способные изменить мир: честолюбие и любовь. В свои семнадцать я уже знал, как должно выглядеть мое будущее. Знали ли вы, старина, что мои родители простые фермеры, да и зовут меня Джей Гетц. Однажды решив, к чему стремиться, я еще ни разу не оступился. Единственное, что я не смог просчитать, так это то, что тот мальчишка, ходивший под парусом с Дэном Коди, в один день оголтело влюбится.
— Настоящие чувства стоят любых жертв. Отдаваться им нужно, ничего и ни о чем не жалея. Первый поцелуй меняет все. Однажды, коснувшись губами губ своей избранницы, ты должен понимать, что назад пути не существует. Теперь ты обязан жить ради нее и даже лишиться жизни, если потребуется.
— Обо мне говорят, что я человек отменного воспитания, что ж, смею вас уверить, это не что иное, как сдержанность.
— «И тогда я стал разъезжать по столицам Европы — из Парижа в Венецию, из Венеции в Рим, — ведя жизнь молодого раджи: коллекционировал драгоценные камни, главным образом рубины, охотился на крупную дичь и немного занимался живописью, просто так, для себя»
Обо мне говорят, что я человек отменного воспитания, что ж, смею вас уверить, это не что иное, как сдержанность.
— Главное оружие — это улыбка. Именно она позволяет составить первое впечатление о человеке. И именно она остается в памяти навсегда.
— Никогда не стоит бороться со сплетнями, а уж тем более придавать им значение. Поговаривают, что я, например, не то убийца, не то двоюродный брат кайзера Вильгельма. Кажется, и то и другое неплохо звучит!
— Шумные вечеринки не приносят радости. Вокруг меня всегда вьются толпы незнакомых людей, которым я совершенно неинтересен. И чем больше веселье вокруг, тем больше мне хочется забыться и исчезнуть.
Читайте также
— Алкоголь — это не та слабость, на которую стоит тратить жизнь. Хотя в моем доме он и течет рекой. Если вы хотите быстро найти меня среди толпы гостей на вечеринке, уверяю вас, проще всего искать человека без бокала.
— Прошлое можно вернуть. Я могу устроить так, что все будет в точности как было. Можете не сомневаться. И да, это принесет мне счастье, хотя все и твердят об обратном.
— Полумеры — это не мой конек. Тут уже или все, или ничего. Я не переношу, когда мне говорят, что я слишком многого требую. Черт возьми, я имею на это право!