Блог
Storyport

Музыка и литература: как классические тексты повлияли на оформление конвертов для грампластинок?

Поделиться в социальных сетях

19 ноября 2020

Грампластинка, а вернее – ее конверт, сравнительно недавно стали объектом художественного оформления. Упаковка так называемого звучащего диска долгое время была нейтральной или исключительно информативной. Но с начала 1960-х она начала обретать художественную выразительность. Именно тогда оформление пластинок выделилось в специфический жанр, или больше – отдельную сферу дизайна.

Музыка и литература: как классические тексты повлияли на оформление конвертов для грампластинок? — блог Storyport

Музыка и литература: как классические тексты повлияли на оформление конвертов для грампластинок?

На обложках оперных пластинок часто изображали главных действующих лиц — это был привычный и проверенный метод. Нередко для этого приглашали художников — они работали над тем, чтобы создать максимально емкую иллюстрацию, которая могла бы вобрать в себя всю драматическую сущность исполненной на диске истории.

«Манон Леско» — опера Джакомо Пуччини на сюжет романа аббата Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско». Художник, удачно комбинируя эстетику ар-деко с современной коллажной техникой, воспроизводит самую волнительную сцену, в которой Манон, умирая, прощается с Де Грие и поет свою известную арию «Io t’amo tanto» — «Ах, тебя я обожаю».

Перекликаясь с приемами оформления книжной продукции, конверты грампластинок поначалу не решали в полной мере поставленную задачу — создать графический эквивалент записанного на диск музыкального произведения. Конверты пластинок обрели самостоятельность изобразительного языка позже, совместив стилистику плаката и суперобложки, и во многом — благодаря новым полиграфическим возможностям, позволившим закрепиться этому жанру в сегодняшнем album cover art.

Балет Рейнгольда Глиэра «Медный всадник» — по мотивам одноименной поэмы А. С. Пушкина — в отличие от первоисточника, в котором сюжет построен вокруг любовных чувств двух главных героев, обрамляет в особую музыкальную сферу и образ великого города, и самого Медного всадника. Иллюстратор подчеркивает жесткой графической техникой незыблемость и непоколебимость петровской воли, ее имперские амбиции, которые не может укротить никакая стихия.

Забота о ясности зрительного образа, соответствующего музыке, композиционной логике и гармонии являлась главным фактором в оформлении упаковки. Нередко эти задачи перекрывались рекламными целями, сконцентрированными вокруг поиска конкретной аудитории покупателей. Тем не менее к концу 1970-х годов художники стали использовать отдельный графический язык для конкретного музыкального жанра того произведения, что записано на пластинку, и все чаще обращаться к культурному материалу различных стран и регионов при работе с национальными темами.

В основу своей сюиты «Шехеразада» Н. А. Римский-Корсаков положил несколько арабских сказок из сборника «Тысяча и одна ночь». Этот памятник средневековой восточной литературы обрел свой формат лишь к XVII веку и широко распространился за пределами Востока. Использование оригинальных иллюстраций из многочисленных списков для оформления обложек виниловых пластинок — еще один способ спровоцировать слушателей на погружение в пространства соприкосновения различных видов искусства.

Оформление конвертов часто разрабатывается художниками совместно с исполнителями и даже композиторами и музыковедами. При этом авторы используют различные средства — документальные фото, монтаж, репродукции произведений искусства. Так или иначе, это всегда борьба за право самостоятельной интерпретации.

«Ромео и Джульетта», пожалуй, один из самых популярных среди композиторов сюжетов из всех, что отсылают к драматическим произведениям Шекспира. На текст трагедии написаны оперы, увертюры, симфонии, мюзиклы… Интонацию шекспировского текста передает не только музыка, но и выбранная издателями фотоиллюстрация для обложки. В данном случае — фотография, которая заставляет нас поверить в реальность рассказанной истории, перенять на себя роль свидетелей, украдкой наблюдающих за знаменитой любовной сценой.

И все же основной прием, используемый при оформлении конвертов грампластинок, — это поиски ассоциативности художественного языка. Восприятие, с одной стороны, обогащается зрительным материалом, с другой — им же регламентируется, настраивает слушателей на образный мир звучащего произведения. Нередко авторы прибегают к сложным решениям, создавая нечто вроде образной реконструкции. Образная сопричастность доминирует именно в симфонической музыке. Такой подход сравним с принципами воссоздания музыкального произведения в дирижерской или исполнительской трактовке.

Творчество чешского композитора Леоша Яначека пропитано влиянием русской литературы. Примечательно, что в то время, когда Австро-Венгерское правительство отправляет чешских солдат на фронт воевать против русских (речь идет о Первой мировой), Яначек в поисках героического образа обращается к повести Гоголя «Тарас Бульба». Один-единственный мощный символ — победы человеческого духа над смертью — спрягает все эмоциональное поле обложки, настраивая слушателей на яркое эмоциональное переживание.

Очень важным оказывается создать эффект сопричастности к конкретному концерту или спектаклю, на котором слушатель не смог побывать. Через обложку возникает контакт с живым произведением, а границы восприятия записанной музыки смещаются, обретая индивидуальный характер.

Балет Сергея Прокофьева «Золушка», созданного на сюжет всем известной сказки Шарля Перо, был поставлен в Большом театре сразу после окончания войны, осенью 1945 года. Пышные декорации, изысканные костюмы, красочные массовые мизансцены — бессменные атрибуты каждой постановки этого балета. Театральная сценография стала иллюстрацией, перекочевавшей на обложку грампластинок.


Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами