Блог
Storyport

От Пугачевой до Магомаева: как советская эстрада работала с поэзией Серебряного века

Поделиться в социальных сетях

19 марта 2021

Многие советские хиты – например, культовая песня Аллы Пугачевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…» – были созданы на основе лирики Серебряного века. Роман Королев, культуролог и музыкальный журналист, рассказывает о нескольких подобных историях и вспоминает композиции, дорогие миллионам людей в нашей стране.

От Пугачевой до Магомаева: как советская эстрада работала с поэзией Серебряного века — блог Storyport

От Пугачевой до Магомаева: как советская эстрада работала с поэзией Серебряного века

Алла Пугачева — Марина Цветаева

Пожалуй, лучший пример использования стихотворений, изначально не предназначенных для того, чтоб стать словами песен. Немало усилий в реализации этой истории было приложено композиторами. Но что удивительно, в данном конкретном случае место автора мелодии как будто занято исполнителем. Разве мы помним, кто написал музыку на слова стихотворения «Монолог»? (Правильный ответ: Марк Минков.) А ведь именно эта песня — получившая несколько пафосное название «Реквием» — стала одной из самых популярных у Аллы Пугачевой. Ее роман с Мариной Цветаевой начался намного раньше, в середине 1970-х (еще до первого отечественного сольного релиза). Тогда Микаэл Таривердиев написал музыку к кинофильму «Ирония судьбы, или С легким паром». Две песни на стихи Цветаевой — «Мне нравится, что Вы больны не мной…» и «У зеркала» — до сих пор звучат раз в год примерно в одно и то же время в квартирах наших соотечественников.

Людмила Барыкина — Анна Ахматова

Примерно в то же время Давид Тухманов работает над концептуальным альбомом «По волне моей памяти». Слова для всех песен сборника выбирает жена композитора Татьяна Сашко. Стихотворение «Смятение» Анны Ахматовой попадает в отбор и после нескольких переработок оказывается на пюпитре композитора, который пишет на него музыку. Интересно, что собственно песен на ахматовские строки довольно мало — больше всех они были по душе Александру Вертинскому, а вот современные композиторы Анну Андреевну даже после смерти как будто побаивались. Тухманов рискнул и не ошибся: песня стала главным названием в альбоме — во многом благодаря исполнительнице Людмиле Барыкиной, которой она принесла пожизненную славу. В день записи Барыкина была простужена, но времени на восстановление голоса не было — в тот же вечер она уезжала на гастроли в Ленинград. Певица долго переживала, что «где-то недотянула» интонационно.

Александр Градский — Владимир Маяковский и Борис Пастернак

Как можно на одной пластинке объединить столь разных авторов? На этот вопрос отвечает сам Александр Градский: «Это как бы два взгляда на любовь: при всем кажущемся различии, оба поэта близки по духу, точнее, по одухотворенности в раскрытии этой темы». Градский тут одновременно и композитор, и автор, что дает ему возможность наиболее объемно представить своих героев, которые разошлись по разные стороны пластинки. Это напряжение разнонаправленных энергий подчеркивает название альбома — «Флейта и рояль». Но и тут не все так просто. Маяковский, конечно, ассоциируется с флейтой (в том числе «водосточных труб»), а Пастернак — с элегантным роялем (мы помним, что он был отличным пианистом), но у Градского же все наоборот: Маяковский вдруг становится тонким лириком, а Пастернак — настоящим рок-поэтом. «Зимняя ночь» в версии Градского, пожалуй, лучший вариант из когда-либо созданных на до боли знакомые слова.

Муслим Магомаев — Сергей Есенин

Поэзия Сергея Есенина — по понятным причинам — испытала на себе «перевод» в сферу музыкального в масштабах, не сравнимых ни с чем. Все началось со стихотворения «Письмо матери», на строки которого в 1924 году композитор Василий Липатов написал песню. Ее пели самые известные артисты разных поколений — от Клавдии Шульженко до Александра Малинина. В этом смысле поэзия Есенина никогда не воспринималась только как часть богатого литературного наследия. Несмотря на борьбу с «есенинщиной» и десятилетия запрета, присутствие ее в жизни советского человека ощущалось всегда. Эта судьбоносная магнитная связь не только отражалась в творчестве академических певцов, но и нередко транслировалась на эстраде. Кумир миллионов советских граждан Муслим Магомаев, например, тоже не избежал этого влияния: его песня «Королева» в свое время была одной из самых эмоционально ярких (потом ее заменила другая королева — «Королева красоты»).

Леонид Агутин — Осип Мандельштам

Самыми известными песнями на слова Осипа Мандельштама до сих пор остаются «Ленинград» и «Музыкант», записанные Пугачевой в 1977 году, — с того момента прошло почти полвека, и за это время никто из эстрадных артистов всерьез не брался за тексты опального поэта. Все изменилось недавно, когда (в основном) отечественные музыканты в день 130-летия со дня рождения Мандельштама представили альбом «Сохрани мою речь навсегда», куда вошли композиции в исполнении 21 артиста. Как верно отмечают критики, назвать этот альбом песенным сложно: исполнители (в их числе и рэперы Оксимирон и Noize MC) работали с текстом поверх музыкальной фактуры, демонстрируя таким образом самоценную звучность мандельштамовского стиха. Один из немногих именно мелодических треков принадлежит Леониду Агутину. Его песня «Золотистого меда струя из бутылки текла…» своего рода мостик между традициями советской эстрады и современной российской поп-культурой.

Фотография: pexels.com

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами