Блог
Storyport

«Анна Каренина» где-то рядом: 13 очень разных фильмов по великому роману

Поделиться в социальных сетях

Пока готовится новая экранизация «Анны Карениной» со Светланой Ходченковой в главной роли, мы решили вспомнить о том, как по-разному видели роман Льва Толстого режиссеры: в нашем списке есть и немое кино, и запись мюзикла, и даже кинобалет.

«Анна Каренина» где-то рядом: 13 очень разных фильмов по великому роману — блог Storyport

«Анна Каренина» где-то рядом: 13 очень разных фильмов по великому роману

1918 год, Венгрия: «Анна Каренина» (реж. Мартон Гараш)

Роман Толстого был заманчивым для создания экранизации с самого зарождения кинематографа. В период с 1910-го по 1920-й вышло сразу несколько фильмов по мотивам «Анны Карениной», но найти их сейчас для просмотра не так-то просто, да и выглядят они достаточно однообразно. Лучше всего сохранилась венгерская картина 1918 года, но так как кино немое, то бояться непривычного языка не стоит.

Это мечта каждого школьника, изнывающего от длинного текста и многочисленных героев, — в фильме нет ни линии Левина, ни диалогов, ни внутренних монологов персонажей, ни каких-либо описаний. Оказывается, что в таком случае все действие компактно умещается в три четверти часа. Зато очень близких к тексту три четверти часа!

1927 год, США: «Любовь» (реж. Эдмунд Гулдинг)

Еще одно немое черно-белое кино должно было носить логичное название «Анна Каренина», но создатели решили ловко скаламбурить и назвали фильм Love. Афиша приманивала зрителей звучным слоганом: Greta Garbo and John Gilbert in Love! Новое название и фраза «по мотивам романам Льва Толстого» развязали руки режиссеру и дали ему некоторую вольность. Он сделал ставку на чувственность и зрелищность, добавив к пылким сценам комические моменты и закадровый смех. А вот классическому сюжету следовал весьма условно.

Вольности дошли до того, что было снято две версии финала фильма. Для чопорных европейцев оставили трагическую классику с поездом. Для жаждущих хеппи-энда американцев сняли концовку, в которой Каренин умирает, а Вронский и Анна счастливы вместе.

Кстати, это последний фильм, где автора обозначают не как Leo Tolstoy, а как Lyof Tolstoy. А роль Анны Карениной играет Грета Гарбо, которую мы еще увидим в нашей подборке.

1935 год, США: «Анна Каренина» (реж. Кларенс Браун)

В сюжете «Анны Карениной» впервые появилась линия Левина, пусть и намеченная едва заметными штрихами. Начинается фильм с ведра черной икры, бани и алкогольных игр русских офицеров. Говорят, что эти милые детали с залезанием под стол после трех рюмок водки подсказал специальный консультант — граф Андрей Толстой, который придавал фильму вес, но на деле являлся всего лишь однофамильцем Льва Николаевича.

В золотой век американского кино в фильмах стали уделять большое внимание игре актеров и деталям, а сюжеты приобрели современный законченный вид. Возможно, это одна из причин, почему «Анна Каренина» 35-го года считается классической экранизацией. А может быть, Грета Гарбо, для которой это была уже вторая роль Карениной, сумела накопить неповторимый опыт и полностью вжиться в роль.

1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)

На смену знаменитой Грете Гарбо приходит не менее известная Вивьен Ли, которая наконец привносит в образ Анны Карениной дополнительные черты характера, помимо любви к Алексею Вронскому. Теперь это не просто сюжетная драма, а драма психологическая, с глубоким раскрытием всех персонажей, включая появившегося в побочной любовной линии Левина. Пусть у него всего пара эпизодов, зато каких страстных! Да и у Каренина мы видим теперь не только внешнюю сухость, но и внутренний надрыв.

При этом сама Каренина в исполнении Вивьен Ли вызывает нешуточные эмоции, потому что ее характер настолько же ярок, насколько невыносим. Если, по одной из версий, Толстой писал Анну Каренину не как сильную женщину, а как даму поверхностную и эгоистичную, то Вивьен Ли удалось это показать на все сто. Весь фильм она ноет, капает на мозги Вронскому и даже под поезд толком броситься не может. Так и стоит перед паровозом, который еще даже не начал движение, широко раскинув руки. И ждет.

1967 год, СССР: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи)

Еще один вариант, оспаривающий место главной классической экранизации, — двухсерийный советский фильм с Татьяной Самойловой в главной роли. Как и положено советской школе кино, здесь дотошно подошли к мелочам и деталям, не позволяя себе далеко отступить от текста романа. Так что если вы хотите быстро освежить в памяти краткое содержание «Анны Карениной», то это лучший фильм для просмотра. Заодно увидите исторически точные костюмы героев.

Но не стоит считать его сухим из-за этой въедливости. Магию творит актерский состав. Секс-символ Советского Союза Василий Лановой добавляет пикантности сюжету, особенно с учетом того, что Татьяна Самойлова — его бывшая супруга. Необычная химия между ними просто не могла не возникнуть. А еще в фильме играет Майя Плисецкая и в ленте совершенно чудесный старопетербургский выговор у Алексея Каренина. В зарубежных экранизациях с самым лучшим дубляжом такого не услышишь.

1974 год, СССР: «Анна Каренина» (кинобалет, реж. Маргарита Пилихина)

Не успели мы увидеть Майю Плисецкую в роли княгини Бетси, как она уже успела сыграть и саму Анну Каренину. Точнее, станцевать. Балет «Анна Каренина» ставили в Большом театре, а потом записали и видеоверсию. Ее по силам смотреть даже полным профанам в балетном плане, совершенно не знающим язык танца. Добрые операторы всегда выхватывают в кадр нужных персонажей из толпы вальсирующих и фуэтирующих.

Конечно, это одна из самых непривычных версий «Анны Карениной», что вы можете увидеть. Без знания сюжета или хотя бы либретто не обойдетесь, иначе будете долго недоумевать, кто все эти люди на сцене. Передать такой масштабный роман в танце нелегко, поэтому в нем много условностей. Каренин не танцует, а стильно ходит. На скачках Вронский ломает спину невидимой лошади. А вокруг Анны постоянно вьется красный мужчина в лосинах, который одновременно и станционный смотритель, и символ страсти и отчаяния. Что особенно страшно, когда он начинает раскручивать ее за ноги.

Необычный опыт, даже при отсутствии Левина, танцующего с граблями или косой.

1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)

Еще одна голливудская красавица Софи Марсо потрясает своим образом Карениной в последней экранизации романа в двадцатом веке. Декаданс налицо. Челка из девяностых (на Анне, не на Вронском) задает тон всему повествованию, так что режиссер делает ставку на зрелищность — понимая ее по-своему. Начинается все с кадров, как Левин убегает по снежно-ледяному полю от десятков волков, и падает в колодец. В полете он ловко хватается за выступающие корни деревьев обеими руками, сверху воют волки, внизу в колодце — огромный медведь. И тут Левин смотрит в камеру и говорит, что самое время рассказать одну прекрасную историю. Чувствуете силу экшена?

Экшена действительно много: и сексуальных сцен, и опытов с опием (хотя по тексту Анна лишь недолго по болезни принимала морфий), и постоянного напряжения оттого, что Вронского играет Шон Бин, а это всегда может плохо кончиться для персонажа. При этом экранизация вышла действительно неплохая и в духе своего времени, пусть и с его же недостатками. Зато это единственный фильм, где режиссер провел четкую параллель между графом Толстым и Левиным, сделав последнего закадровым рассказчиком и заставив его писать «Анну Каренину».

2000 год, Великобритания: «Анна Каренина» (мини-сериал, реж. Дэвид Блэр)

Британский сериал не настолько примечательный, чтобы о нем говорить отдельно, но он знаменовал кое-что важное. В начале двадцать первого века кинокомпании могли позволить себе снимать сериалы и вмещать в видео как можно больше оригинального материала. Одними из первых этим воспользовались британцы, занудно перенеся в сериал максимальное количество слов и сцен из «Анны Карениной». Не слишком любопытно, но зато задан курс! Впрочем, если вам интересно посмотреть на Нарциссу Малфой в роли Карениной и вы любите саундтрек, как в сериале по страшилкам Роберта Стайна, то и эта версия вам понравится.

2008–2009 год, Россия: «Анна Каренина», (сериал, реж. Сергей Соловьев)

В нелегкое для России время отечественный кинопром смог выпустить неплохой сериал. Как минимум несколько лет после него ждать такого качества больше не приходилось. Отличные костюмы, вкрадчивый голос рассказчика Гармаша, довольно точная экранизация, но с легкими бытовыми вольностями, чтобы смотрелось поживее. Важнее всего — актерский состав. Янковский-Каренин обскакал скучноватого Бойко-Вронского и вышел на первый план, а Абдулов сыграл свою последнюю роль — Стиву Облонского.

Персонажи вышли более живыми и человечными, не следующими дословно тексту романа. Но и жесткости в сериале тоже добавилось: много крови и наркотиков, а смерть Анны так и вовсе вызывает ужас и тошноту.

Существует версия на два часа для кинопроката и полный сериал на пять часов. Однозначно выбирайте второе, если захотите посмотреть.

2012 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Джо Райт)

Широко известная у нас киноверсия, в которую трудно поверить. Кто в здравом уме предпочтет прекрасному Джуду Лоу какого-то юного усача, похожего на Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Даже Кира Найтли не может поступить так опрометчиво.

Спорный экспериментальный фильм, который нарочито театрализован. Сцены перетекают из одной в другую, как в настоящем театре, не считая эпизодов с Левиным. Ему позволено выйти из этого балагана. Из-за таких сложных решений многие к середине фильма не понимают, что происходит, если плохо помнят текст самого романа. Тем не менее знатокам текста смотреть фильм Райта весело и интересно. Пожалуй, временами даже слишком весело для такой глубокой драмы. Но любителям символизма должно понравиться.

2013 год, Италия, Франция, Германия, Испания: «Анна Каренина» (сериал, реж. Кристиан Дюгей)

Сериал 2013 года наглядно демонстрирует все достижения киноискусства. Кристиан Дюгей и сотни человек, работающих над сериалом, не поскупились. 2000 статистов, 100 лошадей, 1200 костюмов, 50 дворцов — вот что такое настоящее пышное историческое кино с любовной линией. Масштаб грандиозный, исполнение тоже выше всяких похвал. Если надумаете изучать современную работу кинооператора и хитрые приемчики — обязательно загляните в эту экранизацию.

В фильм много вложено, поэтому ставки высоки, и режиссер несколько расширяет толстовскую вселенную. Он добавляет новые эпизоды и сцены и вводит закадровый голос, который в случае необходимости наговорит нам, что сейчас думает и чувствует тот или иной герой. Словом, все прелести современной мощной машины сериальной индустрии, хоть на выставку отправляй.

2017 год, Россия: «Анна Каренина. История Вронского» (сериал, реж. Карен Шахназаров)

Сериал Карена Шахназарова построен хитрым образом. Режиссер переплел сразу несколько художественных произведений: не только «Анну Каренину», но и тексты Викентия Вересаева о японской войне. В итоге получается необычный сюжет. Выросший сын Анны Карениной идет на русско-японскую войну, работает врачом и встречает там Вронского. Уже большой Сережа пристает к нему с расспросами, как его мама дошла до жизни такой, а Вронский с удовольствием восемь серий рассказывает ему флешбэк. Изредка их прерывают мелкие события русско-японской войны, герои по-житейски вздыхают и опять отправляются в прошлое.

Еще одно новшество — интерпретация образа Карениной. Неизвестно, решил ли так Карен Шахназаров или это сама Елизавета Боярская так видит героиню, но она отличается от привычной нам Анны. Манипулятивная, агрессивная и нахрапистая, она «наезжает» на каждого встречающегося ей героя. А еще в одной из сцен Каренина, рано выданная замуж, без образования, читает по диагонали пару журналов и чудесным образом изучает сопромат. Удивительная женщина.

2018 год, Россия: «Анна Каренина» (киномюзикл, реж. Еджи Шин)

Мюзикл «Анна Каренина» за авторством Юлия Кима ставился в Московском театре оперетты с 2016 года. Уже в 2018-м подготовили и сняли его киноверсию, которая с успехом вышла в прокат в Южной Корее. Можно ли считать за случайность, что для съемок взяли не Дмитрия Ермака из одной версии актерского состава, а Сергея Ли из другой? Осетино-грузино-кореец и Екатерина Гусева в роли Анны Карениной принесли мюзиклу успех.

Для съемок киноверсии камеры не только поместили в зрительный зал, но и затащили на сцену, чтобы добавить объема происходящему. Режиссеры даже позаботились о зрителях, которые к мюзиклам не очень привыкли. Например, среди персонажей есть некто распорядитель, который в нужные моменты выходит на сцену в модном плаще и проговаривает или разборчиво пропевает, что сейчас происходит. Полезный человек на любые случаи жизни.

В целом добротный мюзикл со всеми плюсами и минусами жанра. Да, костюмы неточные, но в настоящих не потанцуешь. Да, без распорядителя мы не всегда бы понимали, что происходит. Да, некоторые песни нужны просто, чтобы создать настроение, и смысла в них почти нет. Зато наконец-то Левин танцует с косарями на лугу.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами