«Пармская обитель», Стендаль
Последний законченный роман классика французской литературы Стендаля «Пармская обитель» повествует о событиях, происходящих с 1796 по 1831 год в солнечной Италии. К слову сказать, романтик Стендаль нередко обращался к различным документам эпохи Возрождения в поиске сюжетов для своих книг. В центре истории — бурная жизнь молодого аристократа Фабрицио дель Донго, сбежавшего из дома ради вступления в армию Наполеона. Юноше предстоит немало испытаний и разочарований. Он совершит убийство, попадет тюрьму и даже сбежит оттуда — благодаря влюбленной в него Клелии, дочери коменданта. Но, как вы понимаете, у этой любви хеппи-энда не будет.
«Когда человека терзают муки неразделенной любви, то всякое занятие, требующее внимания и каких-то усилий, кажется ему невыносимой обузой».
«Призрак Оперы», Гастон Леру
Сегодняшним читателям известен прежде всего не сам готический роман писателя-мистика Гастона Леру, а одноименные фильмы и нашумевший мюзикл. «Призрак Оперы» даже вошел в список самых долгоиграющих и успешных бродвейских постановок. До сих пор исследователи спорят, существовал ли тот самый обезображенный Эрик (бойко прозванный персонажами Леру Призраком) или же писатель его выдумал.
По одной из версий, в подвалах парижской Гранд-опера действительно жил человек с изуродованным лицом: он был влюблен в хористку, но счастья так и не снискал. Впрочем, письменных подтверждений этим предположениям нет. Да и большинство литературоведов склоняются к тому, что Леру работал с собирательными образами. Так, во внешности главной героини Кристины Дааэ мелькают черты знаменитых шведских оперных певиц Кристины Нильссон и Дженни Линд.
Итак, перед нами Гранд-опера, в которой ставится «Фауст»: прима «больна», и ее великолепно заменяет хорошенькая Кристина Дааэ. В девушку, как выясняется, влюблены сразу двое молодых людей — Рауль, робкий виконт, и Призрак, человек-монстр, скрывающийся в недрах театра, но ставший для девушки «ангелом». Разумеется, при таком раскладе любовных жертв не избежать.
«Вы должны знать, что я полностью соткан из смерти, от головы до ног, и этот труп любит вас, обожает и никогда не покинет вас, никогда!»
«Милый друг», Ги де Мопассан
А вот роман великого Ги де Мопассана «Милый друг» рассказывает о том, как, используя женщин, их симпатию и привязанность, можно проложить себе дорогу к лучшей жизни. Герой Мопассана — молодой и совершенно беспринципный Жорж Дюруа — оказывается в Париже по воле случая. Здесь ему помогает журналист Форестье. Дюруа берут в газету, но тот не в состоянии связать даже пары слов, поэтому вынужден постоянно просить о помощи друга. Форестье неосмотрительно посылает его к своей жене. С этого момента и начинается восхождение Дюруа. Женщины пишут за него статьи, платят ему деньги, ублажают. А Дюруа, притворяясь милым и понимающим, покоряет все новые и новые высоты.
«Да, любовь — это единственная радость в жизни, но мы сами часто портим ее, предъявляя слишком большие требования».
Читайте также
Психологический роман Андре Моруа «Превратности любви» строится вокруг супружеской жизни и ее трудностей. Книга состоит из двух частей. В первой — «Одилии» — главный герой Филипп Марсен рассказывает своей будущей супруге Изабелле о прошлой жизни. Он горячо повествует о распутной юности и первом страстном браке, в котором так и не добился ожидаемой взаимности, и обещает стать примерным семьянином. А во второй части, «Изабелле», слово предоставляется второй жене Марсена. Она рассказывает о своей любви к Филиппу. И, конечно, спокойная жизнь ей только снится: вместо нежности и счастливого брака героиню ожидают ревность, измены и печаль.
«Он привлекал ее, как привлекает человек, которого мы мало знаем и который поэтому, не будучи еще исчерпан, представляется нам полным неожиданностей и открытий».
«Пена дней», Борис Виан
«Пена дней» Борисом Вианом задумывалась как пародия на экзистенциализм — в книге даже есть второстепенный герой Жан-Соль Партр, автор бессмертного произведения «Блевотина» (прозрачный намек на Сартра с его «Тошнотой»). Но, как часто бывает с талантливыми авторами, роман превзошел изначальную задумку и желание просто посмеяться. Описанный Вианом мир ни на что не похож. Здесь работает своя логика жизни и есть чудесные изобретения вроде «пианоктеля» — смеси пианино и электронного бармена. Сам роман повествует о любви Колена и Хлои, а еще о том, как неожиданная болезнь способна разрушить хрупкое счастье. Даже в виановском мире абсурда ее непоколебимая сила кажется бесчеловечной. Персонажи Виана, беззаботные и солнечные вначале, к концу истории предстают разбитыми и несчастными.
«Она вечно ждала его, делила с ним жизнь и этим вполне довольствовалась. Но разве можно допустить, чтобы женщина оставалась с вами просто потому, что она вас любит?»
«Любовь живет три года», Фредерик Бегбедер
Творчество Фредерика Бегбедера неоднозначно. У него много раздражающе «пригламуренных» книг. Но небольшой роман «Любовь живет три года» получился неожиданно трогательным и по-настоящему страстным. Главный герой Марк Марронье, журналист, ведущий светскую хронику, уверен: любовь живет всего три года. Его личный опыт прекрасно это подтверждает: Марк женился на красивой женщине, но спустя время Анна стала ему настолько отвратительна, что он не удержался от измены.
Впрочем, при всем цинизме Марронье лукавит. Он никогда не любил жену так, как полюбил Алису, с которой и пустился во все тяжкие. И теперь, попав в собственную ловушку, он опасается окончания нового цикла любви длиной в три года. Кроме размышлений о сути любви, в книге немало забавных рассуждений о браке и современных стереотипах. Остроты, колкие шуточки и рассказы о безграничной сексуальности к роману прилагаются.
«Самая сильная любовь — неразделенная. Я предпочел бы никогда этого не знать, но такова истина».