Блог
Storyport

Паразиты превратились в людей, а на небе зажглось десять солнц: 5 важных сюжетов китайской мифологии

Поделиться в социальных сетях

15 июля 2021

Мы много знаем о греческой, египетской и скандинавской мифологии, но совсем мало знакомы с мифами из Поднебесной, хотя в сундуках китайской цивилизации – несметные культурные богатства. Мы попросили переводчицу Алину Перлову рассказать о важных сюжетах китайской мифологии – от сотворения мира до истории про главных любовников Поднебесной.  

Паразиты превратились в людей, а на небе зажглось десять солнц: 5 важных сюжетов китайской мифологии — блог Storyport

Паразиты превратились в людей, а на небе зажглось десять солнц: 5 важных сюжетов китайской мифологии

Боги Древнего Китая весьма малочисленны и в письменных источниках встречаются редко, не желая выстраиваться в стройный пантеон наподобие греческого, египетского или скандинавского. В Китае не существовало памятников вроде «Илиады» или «Старшей Эдды», мы располагаем лишь фрагментами мифов и случайными упоминаниями мифологем в поэтических, краеведческих и философских текстах, по которым восстановить целый сюжет, а тем более систему персонажей, едва ли возможно. К тому же отчетливая рациональность конфуцианской идеологии погубила огромный пласт архаичных мифологических сюжетов: под пером конфуцианских книжников многие мифические герои превратились в мудрых правителей и сановников древнейших эпох. Именно поэтому реконструкция первозданного облика мифов — это настоящий научный подвиг, достойный истинных культурных героев.

Миф о сотворении мира

Согласно этому мифу, Вселенная первоначально представляла собой хаос, заключенный в мировое яйцо. Внутри яйца родился первопредок Пань-гу и жил там восемнадцать тысяч лет, пока из светлого начала ян не образовалось небо, а из темного начала инь — земля. Следующие восемнадцать тысяч лет Пань-гу рос, постепенно отделяя небо от земли, и вытянулся до гигантских размеров, а потом разбил яйцо и вышел наружу. После смерти Пань-гу его дыхание стало ветром и облаками, голос превратился в гром, левый глаз — в солнце, правый — в луну, кровь Пань-гу стала реками, жилы и вены — дорогами и тропами, волосы — созвездиями, растительность на теле — травами и деревьями, пот — дождем и росой. А паразиты, жившие на теле Пань-гу, превратились в людей.

Нюй-ва лепит людей из глины

Чуть более симпатичную версию происхождения человечества можно найти в мифе о прародительнице Нюй-ва, которая изображалась в виде получеловека-полузмеи и считалась создательницей всех вещей и людей. Нюй-ва появилась в уже сотворенном мире и первое время жила на земле одна, но потом соскучилась и решила слепить себе компанию. Поначалу Нюй-ва аккуратно лепила людей из глины с берегов Хуанхэ, но скоро устала от работы и остальных людей сотворила, набирая глину на ивовый прут и стряхивая капли на землю. Из первой партии получились аристократы и богачи, из второй — бедняки и простолюдины. Люди болели и умирали, а создавать их каждый раз заново было слишком утомительно, поэтому Нюй-ва научила мужчин и женщин продолжению рода и возложила на них обязанности по воспитанию детей. Миф о сотворении людей из глины с берегов Хуанхэ достаточно часто переосмысляется в современной китайской литературе, он встречается и у классика XX века Лу Синя, и у современного писателя Янь Лянькэ.

Люди болели и умирали, а создавать их каждый раз заново было слишком утомительно, поэтому Нюй-ва научила мужчин и женщин продолжению рода и возложила на них обязанности по воспитанию детей.

Сяский Юй и усмирение потопа

Миф о потопе — один из самых распространенных в мировой мифологии, его вариации встречаются у самых разных народов. Как правило, потоп насылается богами на землю в наказание за людские грехи, однако в китайской версии потоп — разрушительная стихия, воплощение хаоса, для обуздания которого появляется культурный герой Юй.

Некогда Поднебесная едва не погибла от страшного наводнения, реки разом вышли из берегов, и вода поднялась до небес. Верховный владыка поручил мудрому Гуню укротить стихию, Гунь девять лет строил запруды и дамбы, но их всякий раз разрушали могучие волны. Разгневанный Владыка приказал казнить Гуня, и через три года после смерти из его не тронутого тленом тела родился Юй, которому наконец удалось усмирить воды потопа. Зная печальную историю своего отца, Юй не стал строить запруды и дамбы, вместо этого взялся прокладывать каналы и расчищать русла рек, чтобы отвести воду в море, а помогал ему волшебный дракон Ин-лун. В конфуцианской традиции с Юем связывается основание первой династии Ся, и до сих пор многие историки Поднебесной считают Юя реальным историческим лицом, а основанную им династию Ся — первым государством на территории древнего Китая.

Небесный Стрелок и бессмертная Чан-э

Миф, который прочно вошел в китайский культурный код и лег в основу Праздника середины осени, он отмечается в Китае пятнадцатого числа восьмого лунного месяца. Некогда в старину на небе разом появилось десять солнц, случилась страшная засуха. Люди погибали от зноя, и боги послали на землю небесного Стрелка И, приказав ему усмирить взбунтовавшиеся светила. Меткими выстрелами из лука И сразил девять солнц, а десятое так перепугалось, что никогда больше не смело противиться заведенному богами порядку. Но в наказание за убийство солнц боги лишили Стрелка бессмертия и обрекли его доживать оставшиеся годы на земле в статусе простого смертного. Та же участь постигла и его жену, прекрасную небожительницу Чан-э.

Меткими выстрелами из лука И сразил девять солнц, а десятое так перепугалось, что никогда больше не смело противиться заведенному богами порядку.

Страшась наступления старости, Чан-э уговорила мужа отправиться в опасное путешествие к владычице Запада Сиван-му и раздобыть у нее эликсир бессмертия. Когда же Стрелок вернулся домой с эликсиром, Чан-э тайком от мужа выпила его одна и вознеслась на луну. Она обрела бессмертие, но в наказание за предательство оказалась обречена на вечное одиночество. Согласно более поздней легенде, в каждую годовщину вознесения Чан-э Стрелок И делал ей подношения на домашнем алтаре, затем жители Поднебесной последовали его примеру, и так в Китае появился праздник Середины осени — в этот день принято выпекать круглые пряники, пить вино, любоваться полной луной и вспоминать красавицу Чан-э, обреченную на вечное одиночество.

Ткачиха и Пастух

Еще один китайский миф, который лег в основу традиционного праздника. Одинокий юноша Пастух был влюблен в небожительницу Ткачиху, а она круглый год трудилась в небесном дворце и ткала слоистые облака из волшебного шелка. Однажды старый вол посоветовал Пастуху выкрасть одежды Ткачихи, когда та вместе с сестрами будет купаться в лесном озере. Пастух последовал его совету, и Ткачиха не смогла вернуться в небесные чертоги, стала женой Пастуха, у них родилось двое детей.

Но владычица Запада Сиван-му, приходившаяся Ткачихе родной бабкой, разыскала внучку и силой увела Ткачиху с собой. Пастух бросился в погоню, но Сиван-му взмахнула рукой, и между влюбленными разлилась Небесная река — Млечный Путь. С тех пор на небе появились две звезды — звезда Пастуха (Альтаир) и звезда Ткачихи (Вега). Они могут повидаться всего раз в году — седьмого числа седьмого лунного месяца. В этот день со всего света к Небесной реке слетаются сороки и из своих хвостов строят мост, на котором и встречаются Пастух и Ткачиха. С древних времен седьмой день седьмой луны считался днем встречи влюбленных, этот праздник отмечается в Китае по сей день, и даже День Святого Валентина не смог его потеснить.

Фотография: pexels.com

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами