Блог
Storyport

5 сюжетов классической литературы, которые сегодня трудно представить в реальности

Поделиться в социальных сетях

17 февраля 2020

Новые уклады и взгляды неизбежно несут в себе последовательный пересмотр прошлых достижений культуры. Так ли современным читателем воспринимаются культовые герои и темы, как прежде? Разбираемся в этом вопросе.

Вспомнить классику — блог Storyport

5 сюжетов классической литературы, которые сегодня трудно представить в реальности

«Унесенные ветром», Маргарет Митчелл

События в «Унесенных ветром» охватывают 12 лет на фоне Гражданской войны в США. В современном прочтении становится очевидным, что Митчелл романтизирует рабовладельчество, делая героев непосредственными участниками событий и носителями коренных идей южан. Сегодня сложно воспринимать Скарлетт О'Хару иначе, чем как привилегированную рабовладелицу.

А Эшли Уилкс, в которого всю книгу влюблена героиня, в послевоенные годы становится одним из местных лидеров Ку-Клукс-Клана (и да, присутствует живописная сцена набега клана на лагерь вольных негров). Сегодня из героев большее уважение вызывает служанка Мамушка с ее достоинством и железной силой воли.

В общем, представить положительного героя с такой характеристикой и бэкграундом как у Скарлетт О'Хары — без оскорбления афроамериканского населения — сейчас уже невозможно.

«Герой нашего времени», Михаил Лермонтов

Вся первая глава романа сегодня читается как история полной безнаказанности белых цисгендерных мужчин, совершающих насильственные действия над девушкой.

Штабс-капитан Максим Максимович рассказывает историю похищения Печориным дочери горского князя красавицы Бэлы — при помощи ее же брата! Он же сначала предлагал на пиру обменять сестру на хорошего коня горцу Казбичу (действительно, равная сделка), но тот отказывается, желая оставить животное при себе. Тогда Печорин решает увести коня у Казбича в награду за Бэлу.

Мало того, что Печорин крадет человека, что уже противозаконно, делает он это не столько из-за любви (об уважении к женщине мы вообще не говорим), а из-за бунта против многовекового уклада. Похищение Бэлы лишь ненадолго развеивает скуку молодого офицера. Он оставляет девушку одну в крепости, пытаясь развлечься охотой.

Вскоре тяжело переживающий потерю коня Казбич находит героев, но, не сумев сбежать от преследования Печорина и Максима Максимовича, решает смертельно ранить Бэлу и оставить ее на дороге — через несколько дней она умирает на руках у Печорина.

«Анна Каренина», Лев Толстой

Для Льва Толстого Анна Каренина — с ее отказом от священной роли жены и матери во имя мимолетного личного счастья — была несомненной преступницей. В наше время в противоположность идеям Толстого в этой истории начинают распознаваться феминистические нотки.

Была ли Каренина феминисткой? Свободной женщиной, бросившей вызов обществу ради личного счастья? Здесь каждый может выбрать свой вариант ответа. Несомненно одно – в современном обществе женщина, уличенная в измене, уж точно нашла бы выход получше, чем броситься под поезд. Противоречия не раздирали бы ее душу так сильно, а давление общества и вовсе бы не волновало.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Читая сегодня роман в стихах Александра Пушкина сразу становится очевидным, как сильно за два века изменился взгляд общества на брак и семью. В финале знакомой всем истории Татьяна Ларина отказывает Онегину в ответных чувствах. Хотя сама героиня все еще влюблена в него, она «другому отдана» и будет «век ему верна».

Отказываться от искренней взаимной любви после стольких лет сердечных томлений сейчас кажется неразумным — всегда можно подать на развод, никто не мешает. И начать встречаться с тем человеком, что тебе больше по душе. Ревнители традиционных ценностей скажут, что «зато прежде семья была крепче», но стоит ли брак, держащийся исключительно на страхе жены перед мужем и ее финансовой беспомощности, восхищения? Вряд ли.

«Гроза», Александр Островский

Если говорить современным языком, Островский в пьесе «Гроза» изображает кризис патриархальных устоев общества. Катерина бунтует против «темного царства» — бессердечного и рабского преклонения перед старыми порядками (привет, «Домострой»).

Так, Кабанова тщетно внушает Катерине «основу домашнего благополучия»: полное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — не сметь «свое суждение иметь». Катерина, выйдя замуж, потеряла свой «внутренний рай» и уже не хочет мириться с принятыми понятиями нравственности. Главное для нее — быть свободной.

В наше время понять чувства Катерины легко, но тяжело принять, что ни один герой не протянул ей руку помощи. Как хорошо было бы, если бы в XIX веке существовала единая горячая линия для женщин в трудной ситуации.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами