Блог
Storyport

10 главных зарубежных романов XIX века

Поделиться в социальных сетях

16 сентября 2020

XIX век в мировой истории – время потрясений. Наполеоновские войны, сражения за колонии, волна революций, прокатившаяся по всей Европе… Неудивительно, что и литература этого периода металась между «историями сердца» и портретами нравов. Мы выбрали десять романов, которые стоит послушать, чтобы разобраться в происходившем. Подборку подготовила литературный критик и главный редактор интернет-издания «Rara Avis. Открытая критика» Алена Бондарева.

10 главных зарубежных романов XIX века — блог Storyport

10 главных зарубежных романов XIX века

«Гордость и предубеждение», Джейн Остин (1813 год)

«Гордость и предубеждение» — самый известный и самый экранизируемый роман Джейн Остин. Хоть написана книга была в 1790-х годах, она не раз переделывалась, и опубликовали ее только в 1813-м. Роман о том, как первые и, возможно, не совсем верные представления о человеке способны испортить с ним отношения. Перед нами герои из нескольких семей: Беннеты, Бингли, Дарси, а также множество других персонажей. Основные события разворачиваются между Элизабет Беннет и мистером Дарси — они весь роман стараются понять чувства друг друга, но то и дело страдают от «гордости и предубеждений», которые и стоят на их пути к счастливой жизни.

«Какой стремительностью обладает женское воображение! Оно перескакивает от простого одобрения к любви и от любви к браку в одну минуту».

Цитата из книги «Гордость и предубеждение»

«Красное и черное», Стендаль (1830 год)

Роман «Красное и черное» — один из главных шедевров литературы XIX века. В этой «зрелой» книге Стендаля встретились романтизм и психологический реализм. В центре — жизнь Жюльена Сореля, молодого и честолюбивого провинциала, проникшегося идеями Наполеона. Мечтая о любви и карьере, Сорель думает, что церковное дело может обеспечить ему безбедное существование, но все это приводит юношу к трагическому финалу. Однако Стендаль не просто раскрывает перед читателем духовную жизнь героя во всем ее драматизме, но делает это на фоне французской истории времен Реставрации с ее политическими брожениями, интригами и падением нравов.

«Он ошибался, как всегда, приписывая людям, по своему обыкновению, гораздо больше ума, чем у них было на самом деле».

Цитата из книги «Красное и черное»

«Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго (1831 год)

Когда в 2019 году Собор Парижской Богоматери сгорел, роман Виктора Гюго пережил второе рождение и возглавил список бестселлеров на Amazon. Впрочем, этот очередной триумф был ожидаем. Ведь, несмотря на то что в книге выведена абсолютно романтическая история любви и страданий (безобразный, но чистый сердцем горбун Квазимодо влюбляется в прекрасную, но своенравную цыганку Эсмеральду, которая, разумеется, любит другого и ко всему прочему становится объектом вожделения коварного Клода Фролло, настоятеля Собора и покровителя Квазимодо), Гюго ставил перед собой и другую задачу. Писатель превратил готический Собор, который собирались снести при жизни Гюго, в полноценного героя. Поэтому не удивляйтесь, что страсти кипят, а события сменяют друг друга, будто в ситкоме, — то внутри здания, то на площади пред ним.

«Любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко запуская в нас свои корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце».

Цитата из книги «Собор Парижской Богоматери»

«Отец Горио», Оноре де Бальзак (1834-1835 годы)

«Отец Горио» — один из лучших романов, созданных Оноре де Бальзаком. Книга заняла достойное место в «Человеческой комедии», грандиозном цикле из 137 оконченных и недописанных произведений про жизнь французского общества (от низов до самых верхов) в период с 1815 по 1848 годы. Особенность «Человеческой комедии» — перекличка персонажей. Главные герои одной книги то и дело мелькают на вторых ролях в другой. То же происходит и в «Отце Горио».

Здесь мы встречаем молодого Эжена де Растиньяка, которой еще не раз появится в других романах цикла. Он-то и становится сначала свидетелем, а потом и участником событий, связанных с «папашей Горио». Последний — символ безграничной отцовской любви. Выбившись из мелких торговцев, Горио сколотил состояние, но потратил его на обожаемых дочерей — Дельфину и Анастази. Однако девушки, вытряхнув из отца все до копейки и попав наконец в высшее общество, начали стесняться Горио, а потом и вовсе отреклись от него.

«Совершенно правильно говорят, что нет ничего красивее фрегата под всеми парусами, лошади на галопе и женщины, когда она танцует».

Цитата из книги «Отец Горио»

«Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей (1847-1848 годы)

Книга британского писателя-сатирика Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» рассказывает об Англии наполеоновских времен. И, как считал сам писатель, является антигеройской — в том смысле, что Теккерей так и не нашел среди своих персонажей по-настоящему положительный образ. Среди прочих претендентов на эту роль перед нами две женщины — кроткая и добродетельная Эмилия Седли и расчетливая, но очень обаятельная Ребекка Шарп. Последняя умна и красива, однако бедна, а оттого весьма пронырлива.

Обе девушки пытаются получше устроиться. Состоятельной Эмилии прикладывать особых усилий не приходится, да и тщеславия, в отличие от подруги, у нее поменьше. А вот Бекки вынуждена брать судьбу в свои руки. Соблазнения, адюльтеры, интриги, махинации — ничто не останавливает когда-то нищую гувернантку на пути к лучшей жизни. Ей даже почти удается выбраться в высший свет, но неосмотрительность и расточительство рушат планы. Впрочем, как вы уже догадались, перемещая Бекки по социальной лестнице, Теккерей дает в своем романе срез жизни самых разных слоев общества.

«Да, если требуется очернить человека, то уж, будьте уверены, никто не сделает этого лучше его родственников».

Цитата из книги «Ярмарка тщеславия»

«Моби Дик», Герман Мелвилл (1851 год)

Роман американца Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» уже несколько веков не дает покоя читателям, писателям и режиссерам. То и дело аллюзии на этот текст возникают в литературе и кино. Что понятно: роман действительно великий. В нем есть и символизм, и притчевость, и отсылки к Библии (о чем говорят имена персонажей и некоторые сюжетные линии).

Отдельно стоит сказать об эпическом размахе повествования: необъяснимая ненависть капитана Ахава, одержимо преследующего по морям белого кита Моби Дика, потрясает. Не говоря уже о финальной сцене романа, разворачивающей пред читателем первобытный ужас неконтролируемой стихии. Да и образ Измаила, от чьего лица ведется рассказ о нездоровой страсти Ахава, давно стал синонимом бесконечного стремления к познанию. Интересно, что сама книга из-за большого числа отступлений от основного сюжета и множества подробностей жизни китобоев получила звание китовой энциклопедии.

«Старость не любит спать; кажется, что чем длительнее связь человека с жизнью, тем менее привлекательно для него все, что напоминает смерть».

Цитата из книги «Моби Дик»

«Госпожа Бовари», Гюстав Флобер (1856 год)

«Мадам Бовари» — главный роман Гюстава Флобера. Публикация вызвала скандал, автора обвинили в «оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов». Почему? Потому что книга получилась глубоко психологичной и непрямолинейной. Флобер полагал, что автор должен обнаруживать свое присутствие в тексте не больше, чем Господь Бог в природе. Поэтому он не дает оценок и никого не бичует.

Обращая внимание на детали и тонкие подробности, он лишь намекает нам на серость современной ему Франции и ее провинциальную убогость, при этом неважно, происходит ли действие в Лионе или в Париже. Главная героиня — Эмма Бовари, дочка богатого фермера, по сути, порождение этой среды. Начитавшись бульварных романов, она хочет вырваться в лучшую жизнь, поэтому выходит замуж за врача. Но в первые же дни своего брака разочаровывается как в муже, так и в семейной жизни. Вскоре она начинает изменять супругу, лжет и в итоге попадает в глупую, но очень неприятную историю с долгами. К слову сказать, Эмма так и не выбирается из мира пошлости.

«Словом, это была одна из тех дрянных вещей, немое уродство которых не менее выразительно, чем лицо дурачка».

Цитата из книги «Госпожа Бовари»

«Большие надежды», Чарльз Диккенс (1861 год)

Предпоследний роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» рассказывает о жизни и приключениях сиротки Пипа (Филипа Пиррипа). Будучи простым и честным мальчиком, Пип претерпевает в жизни лишения, но потом у него появляется таинственный покровитель, и юноша становится джентльменом. Впрочем, сорит деньгами он до тех пор, пока не раскрывает страшную тайну своего наследства. Деньги не приносят Пипу счастья, равно как и попадание в высшее общество, в котором он не находит для себя места. Пустую жизнь джентльменов писатель противопоставляет простому укладу обычных людей.

«Всю жизнь мы совершаем самые трусливые поступки с оглядкой на тех, кого ни в грош не ставим».

Цитата из книги «Большие надежды»

«Нана», Эмиль Золя (1880 год)

А вот Нана, героиня одноименного романа французского писателя-натуралиста Эмиля Золя, существо куда более порочное, нежели мадам Бовари или Бекки Шарп. В прошлом Нана была куртизанкой, а теперь стала актрисой театра, которая добивается признания не своими талантами, а умением вовремя оголиться — даже сегодня это вполне понятный прием в искусстве. Нана ужасна в своем равнодушии к покровителям. Из-за нее рушатся судьбы, проматываются целые состояния, да что уж там — некоторые несчастные просто убивают себя в ее спальне.

Однако нажитыми богатствами она тоже не может распорядиться правильно, то и дело теряет деньги, пуская по миру своих содержателей. Впрочем, и любовь для Наны пустое слово. Но, как вы понимаете, в этом образе Золя вывел не столько отрицательные черты отдельно взятой женщины, сколько пороки всего общества. Нана стала символом эпохи: привлекательная внешность, за которой кроется абсолютная безнравственность. Сам же роман вошел в цикл «Ругон-Маккары» (состоящий из 20 книг и считающийся вершиной французского натурализма), в котором рассказывается о «социальной жизни одной семьи во времена Второй империи».

«Ее приводила в отчаяние природа, суровое материнство, ворвавшееся в ее веселое существование, новая жизнь, зачатая в обстановке смерти, которую она сеяла вокруг себя».

Цитата из книги «Нана»

«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд (1890-1891 годы)

Единственный опубликованный и самый успешный роман классика английской литературы Оскара Уайльда, в котором несколько манерный стиль соединился с легкой мистикой и притчевостью. Что же до героя, то Дориан Грей вполне бы мог претендовать на роль Фауста нового времени, поскольку соблазнился вечной молодостью (читайте: вечной беззаботной жизнью).

Согласитесь, отличная идея: предаваться грехам и порокам, которые должны бы отразиться на внешности, но оставаться цветущим и прекрасным (вместо твоего лица скукоживается лицо на таинственном портрете). Стоит ли говорить, что книга Уайльда была разгромлена критикой, а автор объявлен аморальным человеком? Но читателям история про высокомерного нестареющего героя понравилась — со временем роман был переведен на десятки языков и не раз экранизирован.

«Женщины обладают удивительным чутьем: они способны обнаружить что угодно, за исключением очевидного».

Цитата из книги «Портрет Дориана Грея»

Фотографии: unsplash.com


Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами