Блог
Storyport

«За последнее десятилетие хоррор стал “новым черным”»: интервью с кинокритиком Алексеем Филипповым

Поделиться в социальных сетях

11 февраля 2020

Поговорили с Алексеем Филипповым — автором нового подкаста «Хранители», который недавно вышел в Storyport. Главная тема подкаста – хорроры, как один из самых актуальных жанров кино.

Познакомиться с автором — блог Storyport

«За последнее десятилетие хоррор стал “новым черным”»: интервью с кинокритиком Алексеем Филипповым

— Почему для своего подкаста вы выбрали тему хорроров? Считается, что это не самый популярный и «уважаемый» жанр для обсуждения в среде кинокритиков. Или в этом и заключается прелесть данной темы?

— За последнее десятилетие хоррор стал «новым черным» — даже нафталиновые скептики оказались вынуждены считаться с популярностью и значимостью фильмов ужасов, которые, как и экранизации комиксов, нередко все еще считают «низким» жанром. Говорить о хорроре, чтобы доказать спрыгнувшим с парохода современности, что все жанры нужны, все жанры важны, не слишком интересная задача, этот трюизм желающие освоят и так, но было интересно разобраться, что вывело жанр в свет софитов, сделало более солидным в глазах общественности. Какие режиссеры сегодня кажутся законодателями мод — и в чем эта мода состоит. Что это говорит о времени и о нас (потому что говорит, понятно, многое). Наконец, жанровая пестрота и эффектность хоррора — это интересный вызов в подборе правильных форматов и акцентов: при таком разнообразии форм странно было бы ограничиться лекциями и разговорами, требовался индивидуальный подход к каждой теме.

Кадр из фильма «Солнцестояние»

— В чем, по-вашему, главное обаяние хорроров? Почему людям нравится их смотреть?

— Простой ответ: людям нравятся сильные эмоции, поэтому страх и смех — две самые популярные валюты. Тем более точкой приложения веселья и ужаса может быть что угодно: и истории взросления (вещь универсальная), и влюбленность, и поиски себя, и даже исторические события — вплоть до трагедий. Ответ посложнее: территория ужасного и смешного крайне субъективна, поскольку апеллирует к индивидуальному чувству юмора и вкуса, позволяет найти персональные триггеры, болевые точки, разобраться в себе. Хороший хоррор предлагает не только набор определенных трюков, но и сильное персонализированное переживание: оно может быть заявлено как опыт героя или героини, а может стать таковым для смотрящего, если ситуация, атмосфера или тема заденут спусковой крючок личного страха.

— Можете назвать основные составляющие крутого фильма ужасов? На чем должен быть сделан акцент – на сюжете, операторской работе, соответствующем саундтреке… Что из всего этого самое важное?

— Принято считать, что в хорошем фильме все должно быть на уровне: и сюжет, и содержание (то есть тема и работа с ней), и визуальная сторона, и подходящая атмосфере музыка, и игра актеров.

Территория ужасного и смешного крайне субъективна, поскольку апеллирует к индивидуальному чувству юмора и вкуса, позволяет найти персональные триггеры, болевые точки, разобраться в себе.

Вместе с тем хоррор — яркий пример того, что без любой из этих составляющих можно обойтись: простые сюжеты и карикатурные актерские работы не мешали пугать некоторым джалло и слэшерам, обилие жестокости или ее полное отсутствие — тоже не панацея, невероятная красота видеоряда — обаятельна, но не обязательна, большие темы в основе сюжета — вызывают уважение, но не всегда переживания. Потому, наверное, главная черта крутого хоррора — это правильная атмосфера, которая объединит все составляющие фильма в единое мощное переживание: будоражащий театр жестокости, нутряной ужас перед бытовой или мистической ситуацией, социальный комментарий, который не столько поучает, сколько заставляет испытать ужас жертвы.

— Если вы любите хорроры, то как относитесь к соответствующему жанру в литературе? Может быть, какая-то книга (классическая или современная) вас пугала так же сильно, как хороший фильм ужасов?

— Не могу назвать себя знатоком хоррор-литературы. С классикой жанра сейчас есть определенная дистанция — сюжеты от По, Стокера, Шелли и Лавкрафта вызывают скорее интерес, чем ужас. Срабатывают вещи попроще, из очевидного — Стивен Кинг, чье «Оно» своей утомительной многосложностью в итоге вызывает тревожный эффект (а описание картин в рассказе «1408» очень впечатлило меня в школе). Очень страшно было перечитывать «Солярис» Лема, что, в общем, неудивительно: замкнутое пространство, встреча с неизведанным (прямо по Лавкрафту), эхо земных психологических переживаний, которые и помогают хоррору попадать в читателя/зрителя, вызывая целый спектр переживаний.

Кадр из фильма «Солнцестояние»

— Можете перечислить топ-5 самых страшных фильмов десятилетия?

Список лучших очень субъективная вещь — вдвойне, когда речь идет о хорроре. Мои любимые хорроры 2010-х преимущественно очень личные и демонстрируют опыт героев или героинь, заставляя к нему всячески подключаться. Полтора исключения — метафизический триллер «Побудь в моей шкуре» и южнокорейский «Вопль», в которых случается контакт с инопланетным, мифологическим или неизведанным. Итак:

  • «Оно» (It follows), 2014
  • «Вопль» (Gokseong), 2016
  • «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin), 2013
  • «Солнцестояние» (Midsommar), 2019
  • «В тени» (Under the Shadow), 2016

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами