Блог
Storyport

Подкаст «Перевертыш»: интервью с куратором Маргаритой Осепян

Поделиться в социальных сетях

18 февраля 2020

В Storyport выходит новый авторский подкаст «Перевертыш» кураторов Маргариты Осепян и Ольги Широкоступ. Лейтмотив подкаста – современный мир во всей его сложности и неоднозначности. Эксперты из разных областей разговаривают о культуре, образовании, глобальных трендах и проблемах. По этому поводу мы решили задать несколько вопросов одному из авторов подксата, Маргарите Осепян, о современном искусстве.

Познакомиться с автором — блог Storyport

Подкаст «Перевертыш»: интервью с куратором Маргаритой Осепян

— Мир делится на тех, кто любит (или хочет любить) современное искусство, и на тех, кто его упорно не понимает. Что бы вы сказали представителям второй группы? Почему это важно — интересоваться современным искусством?

Непонимание современного искусства часто связано с представлением об эстетической составляющей произведения, которое должно вызывать исключительно приятные эмоции. Если рассматривать искусство как способ познания мира, то оно может стать полезным и увлекательным инструментом описания реальности. Современное искусство работает с актуальными процессами в обществе и ориентировано не столько на производство предметов, сколько на производство смыслов. Современное искусство — это про гибкость мышления и возможность посмотреть на себя и мир с иной точки зрения.

Можете ли вы назвать пять современных художников, за творчеством которых непременно стоит следить, чтобы понимать актуальную культурную повестку?

Скорее, для того, чтобы понимать актуальную культурную повестку, стоит посещать выставки, публичные программы музеев и читать профильные журналы. Довольно сложно выделить пять имен на фоне того многообразия, что разворачивается в поле современного искусства, и сомневаюсь, что подобная редукция действительно может привести к пониманию.

— На ваш взгляд, стало ли сегодня искусство более коммерческим, чем было, скажем, в XIX веке? Поясните свою точку зрения.

— Искусство так или иначе всегда было связано с деньгами. Раньше искусство покупала в основном церковь и аристократия, но при капиталистическом укладе его коммерциализация, конечно же, усилилась, теперь коллекционирование искусства — прерогатива имеющих деньги, в том числе больших корпораций.

Современное искусство — это про гибкость мышления и возможность посмотреть на себя и мир с иной точки зрения.

— Может ли быть современное искусство массовым — или оно исключительно элитарно?

— В современном мире художники работают с социальными трендами и кодами популярной культуры, которые, с одной стороны, доступны для прочтения большой группе людей. Но часто культурные коды в таких работах претерпевают трансформацию и теряют привычное (и первичное) смысловое значение, что может затруднить понимание работы, особенно если человек привык к буквальному, формальному восприятию произведения искусства.

Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. И в этом контексте можно сказать, что культурные институции тяготеют к популяризации искусства, поскольку в том числе направлены на привлечение широкой аудитории. С другой стороны, в художественном поле существуют дискурсы, которые интересны и понятны узкому кругу лиц, осмысляющему ту или иную проблематику.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами