Блог
Storyport

Англичанка, придумавшая монстра: почему не стоит ограничиваться одним Франкенштейном, вспоминая о Мэри Шелли

Поделиться в социальных сетях

29 августа 2022

30 августа 2022 года исполняется 225 лет со дня рождения Мэри Шелли. В истории она осталась писательницей одного романа, хотя творчество ее крайне разностороннее: от готических историй до феминистской прозы и антиутопии. Она нарушала общественные условности и раздвигала границы литературных жанров XIX века, чтобы вместить в свои произведения темы и идеи, которые считала важными. Ее жизнь была пронизана творчеством, и отделить одно от другого сейчас вряд ли возможно.

Англичанка, придумавшая монстра: почему не стоит ограничиваться одним Франкенштейном, вспоминая о Мэри Шелли — блог Storyport

Англичанка, придумавшая монстра: почему не стоит ограничиваться одним Франкенштейном, вспоминая о Мэри Шелли

Англичанка, придумавшая монстра — пожалуй, это все, что большинство людей знает о Мэри Шелли. Кто-то еще вспомнит, что она была замужем за поэтом Перси Биши Шелли.

Но Мэри Шелли была не только автором одного романа и девушкой, любившей Перси. Она пережила его почти на 30 лет, опубликовала девять книг, более 50 рассказов и эссе. Она писала биографические очерки и знакомила читающую публику с творчеством Перси, редактируя и составляя сборники его поэзии и прозы. Остается загадкой, почему большинство знает ее только по первой книге, которую она написала всего в 19 лет. Ее творчество пронизано стремлением к социальным реформам и женской эмансипации. Она писала романы, действие в которых происходят и в современности, и в прошлом, и в антиутопическом будущем — описывающем бедствия, до жути напоминающие те, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Сама ее жизнь была наполнена творческим подходом и смелостью. Она устанавливала собственные правила, обеспечивая себя, семью и друзей своей писательской деятельностью на протяжении большей части взрослой жизни. Она порвала с традициями, родив детей вне брака. Она путешествовала по Европе и жила как независимая женщина в то время, когда женщины среднего класса должны были быть женами и матерями, а не знаменитыми писательницами.

Родители Мэри

Мэри Шелли родилась в Лондоне 30 августа 1797 года. Оба ее родителя были известными радикальными интеллектуалами конца XVIII — начала XIX веков. Отец, Уильям Годвин, критиковал аристократические привилегии и был сторонником утилитаризма и анархизма. Среди его наиболее известных работ — трактат «Исследование о политической справедливости» и роман «Приключения Калеба Уильямса». Годвин также написал готический роман под названием «Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века» о французском аристократе, открывшем секрет бессмертия. Хотя сегодня его мало кто читает, считается, что идеи, содержащиеся в «Сен-Леоне», повлияли на создание «Франкенштейна».

Мать писательницы, Мэри Уолстонкрафт, была феминистской еще до того, как придумали слово «феминизм». Хотя она написала множество работ по истории, политике и путешествиям, в истории она осталась благодаря трактату «В защиту прав женщин». В этом классическом феминистском тексте Уолстонкрафт утверждала, что мужчины и женщины равны во всех отношениях и что им должны быть предоставлены равные возможности в образовании.

К сожалению, появлению Мэри Шелли на свет сопутствовала трагедия. Хотя поначалу казалось, что роды прошли хорошо, через несколько дней Мэри Уолстонкрафт сильно заболела. Промучившись несколько дней, она скончалась в возрасте 38 лет, и малышка Мэри навсегда лишилась матери.

Слушать в Storyport
Установить приложение

Взросление и знакомство с Перси Биши Шелли

Мэри Шелли росла со старшей сводной сестрой, которую ее мать родила от романа с таинственным солдатом. Через нескольких лет Годвин женился повторно, и их семья пополнилась еще тремя детьми. Мэри взрослела в окружении выдающихся умов Великобритании, с которыми был знаком ее отец — в том числе с поэтами Уильямом Вордсвортом и Сэмюэлем Кольриджем. Когда выдавалась возможность уединиться, Мэри часто можно было найти с книгой в руках в библиотеке отца, на улице или даже у могилы матери. Шелли использовала художественную литературу, чтобы спастись от невероятно напряженной домашней жизни.

Первым произведением, опубликованным Мэри Шелли, была короткая юмористическая поэма, основанная на песне композитора Чарлза Дибдина. В поэме 1807 года рассказывается об англичанине, который посещает Францию, не понимая ни слова по-французски. Когда отец опубликовал ее стихотворение, Шелли было всего десять лет.

Будущий муж Мэри, Перси Биши Шелли, был — наряду с лордом Байроном — одним из самых радикальных поэтов-романтиков своей эпохи. Перси интересовался политическими теориями Годвина и стал частым гостем в их лондонском доме. В то время Перси Шелли уже был женат, но это не помешало ему ухаживать за Мэри. В 1815 году они вместе решили бежать из Англии. Шелли путешествовали по континентальной Европе, но в те годы в их жизни не все было весело и спокойно. Их первый ребенок умер через несколько дней после родов, а еще они были крайне бедны. Вернувшись в Англию, молодая пара была поражена тем, что Годвин больше не захотел их видеть.

Создание «Франкенштейна»

Через некоторое время Шелли прибыли в Женеву, где встретились с лордом Байроном, писателем Джоном Полидори и другими литературными светилами. Группа писателей сразу же образовала небольшое богемное сообщество прямо у Женевского озера. Именно здесь, на вилле Диодати, в холодную дождливую ночь лорд Байрон предложил каждому попробовать написать рассказ ужасов.

Мэри несколько дней мучилась от писательского блока, а потом ей приснился странный сон о том, как доктор создает монстра по своему образу и подобию. Она решила развить этот сон в роман. Всего через несколько недель Мэри Шелли создала первый набросок романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» о докторе, возомнившим себя равным Творцу и создавшим в своей лаборатории жизнь из горы трупов. В то время Мэри было всего восемнадцать, а среди авторов, чье влияние заметно в романе, Руссо, Джон Мильтон и Кольридж. Роман поднимал вопросы о бесконтрольном научном «прогрессе», неэтических экспериментах и игнорировании гуманитарных наук.

Вместо гордости за своего «законченного» человека молодой изобретатель отвергает свое творение и в ужасе бежит. Эта идея — что изобретатель может оттолкнуть плод собственных трудов, — была чужда мышлению поэтов-романтиков.

Опираясь на собственный опыт — ребенка, чья мать умерла после родов; матери, потерявшей свое первое дитя; отвергнутой дочери; парии в глаза общества за внебрачную жизнь с мужчиной, которого любила — Мэри создает настолько необычный поворот сюжета, что он выделил ее историю среди других и сделал писательницу одним из самых известных авторов в истории английской литературы. Вместо гордости за своего «законченного» человека молодой изобретатель отвергает свое творение и в ужасе бежит. Эта идея — что изобретатель может оттолкнуть плод собственных трудов, — была чужда мышлению поэтов-романтиков. Напротив, они прославляли творчество, воображение и технологии — как в поэме «Освобожденный Прометей» Перси Шелли, которую он начал писать тем же летом.

Мэри продолжала работу над «Франкенштейном», и в 1818 году опубликовала первое издание анонимно. Несмотря на то, что под ее именем уже вышел путевой очерк «История шестинедельной поездки по некоторым областям Франции, Швейцарии, Германии и Голландии», английская публика полагала, что только Перси мог создать такое глубокое произведение — особенно потому, что он написал первоначальное введение к роману. Книга имела огромный успех в Великобритании и позволила молодым супругам Шелли купить дом в Италии.

Жизнь после Перси. «Последний человек»

Вскоре после переезда в Италию еще двое детей Мэри умерли в младенчестве, а Перси начал ей часто изменять. Только в 1819 году Мэри Шелли смогла выносить сына, пережившего роды, — Перси Флоренса Шелли. А в 1822 году Перси Шелли неожиданно утонул в заливе возле города Специя. Большинство историков считают, что это был просто несчастный случай на паруснике, но другие полагают, что Перси Шелли мог намеренно покончить с собой. В любом случае, ранняя смерть Перси Шелли в возрасте 29 лет стала большой потерей для литературного мира — и для жены, конечно.

После смерти мужа Мэри Шелли вернулась в Англию, чтобы лучше заботиться о сыне и привести в порядок литературное наследие мужа — во многом благодаря ее усилиям до нас дошла значительная часть поэзии Перси Биши. Перси Флоренс продолжил обучение в Тринити-колледже в Кембридже, а после смерти дедушки Годвина наследует его титул и поместье. До того времени Мэри Шелли сама содержала сына на доходы от писательской карьеры. В этот период она много пишет — она создала еще несколько книг, в том числе роман «Матильда». Книга о влюбленности отца в свою 16-летнюю дочь считается автобиографической — она была обнаружена и опубликована лишь спустя двести лет после смерти Мэри, и уступает в известности только «Франкенштейну».

Пока Шелли работала над сборником посмертных стихов Перси, она получила еще одно печальное известие. Байрон умер от малярии в Греции, где участвовал в войне за независимость от Османской империи. Английское духовенство отказалось хоронить его в Вестминстере, поэтому его похоронили в семейном склепе. Мэри Шелли наблюдала за похоронной процессией из окна съемного коттеджа. Для нее это казалось концом эпохи. В своем дневнике она написала: «Выжила. Последний человек! Да, я вполне могу описать чувства этого одинокого существа, ощущая себя последним представителем любимой расы, когда мои друзья вымерли раньше меня».

Следующая книга Мэри Шелли, вдохновленная горем и болью в сердце, стала драматическим воплощением слов из ее дневника — «Последний человек». Этот роман — апокалипсическая антиутопия о мире XXI века, охваченном пандемией, — вышел в 1826 году, и был встречен резко негативно. Критики писали, что произведения Мэри Шелли слишком мрачны. В эпоху прославления прогресса пессимизм «Последнего человека» казался диссонансом. Человечество стояло на пороге катастрофы, утверждала Мэри Шелли, и критики задавались вопросом, что за женщина придумала это кошмарное видение.

Феминистская проза. «Лодор» и «Фолкнер»

Преследуемая мыслями о матери, которую она никогда не знала, Мэри Шелли продолжила отстаивать прогрессивные принципы Мэри Уолстонкрафт, посвятив большую часть своих произведений защите женщин и социальных реформ, и используя для этого причудливые литературные стратегии. В романе «Франкенштейн» она изобразила мир, где женщины не в состоянии противостоять амбициям Виктора Франкенштейна, и результаты оказываются катастрофическими. В ее седьмом и последнем романе, «Фолкнер», женские персонажи мудры, талантливы и деятельны; они убеждают мужчин отказаться от разрушительных импульсов и создать утопическое общество домашней гармонии.

Мэри Шелли ценила этику сотрудничества и самопожертвования. В романе «Лодор» она повествует о судьбе жены и дочери лорда Лодора. Лорд Лодор погибает на дуэли в конце первого тома и оставляет после себя груз долгов, свалившийся на плечи его жены и дочери. В этом романе Шелли рассуждает о роли женщины в обществе и о других социальных вопросах.

В нехудожественных произведениях она также выступала в защиту женщин. В биографических статьях о выдающихся писателях-мужчинах она обязательно рассказывала о женщинах в их жизни, изображая жен, сестер, дочерей, матерей и любовниц авторов. В коротких рассказах она также подчеркивала важность женщин, изображая опасности мужской тирании и женской пассивности. В путевых заметках она утверждала свое право как женщины-автора иметь собственное мнение о политике, искусстве, образовании и истории. Во всех своих работах она четко заявляла: если бы женщинам была предоставлена большая независимость, если бы у них было больше власти в мире, в нем было бы меньше насилия, больше равенства и меньше несправедливости.

Смерть и восприятие потомками

Мэри Шелли умерла от опухоли головного мозга 1 февраля 1851 года, когда ей было всего 53 года. К сожалению, ее творческое наследие долгое время не изучалось с должным вниманием. Из-за ее политических взглядов, феминистских идей и «аморальной» жизни (с точки зрения общества того времени), романы Шелли после ее смерти были убраны на дальнюю полку литературы. Только недавно ее полное собрание сочинений было признано достойным изучения.

Ее жизнь стала предметом многих биографий, но жизнь эту трудно очистить ото лжи, которой недоброжелатели разрушали ее репутацию, от замалчиваний близких, которые пытались скрыть «слишком скандальную» правду от публики. Более века она была заслонена фигурой своего знаменитого мужа. Более века Мэри Шелли, женщина, начавшая свою общественную жизнь как отступница и нарушительница правил, была известна лишь как благочестивая жена или лицемерка — в зависимости от точки зрения писателя.

Ее осуждали за промахи: она то ставила под угрозу радикальные ценности мужа, то подводила его своими посредственными взглядами. Постепенно люди забыли, что она была дочерью знаменитой радикалки Мэри Уолстонкрафт. Если люди и знали ее, то только как автора «Франкенштейна» — впрочем, даже здесь многие сомневались, что это она, а не Перси, написала знаменитый роман.

Но. к счастью, сегодня ситуация изменилась, и Мэри Шелли стала литературной звездой — ее романы издаются и переводятся, о ней снимают фильмы и пишут диссертации, исследователи занимаются ее биографией. Конечно, жаль, что всего этого она не увидела при жизни, однако сознание того, что справедливость в отдельно взятом случае все же восторжествовала — успокаивает.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами