Блог
Storyport

Как литература превращается в кино: интервью с директором продюсерской компании «Среда»

Поделиться в социальных сетях

14 января 2020

На Западе огромное число фильмов снимают по мотивам книг — в России же дела обстоят иначе. Продюсерская компания «Среда», которую основал Александр Цекало, много работает над тем, чтобы картин с литературными первоисточниками на экранах стало больше. Например, именно эта компания выпустила нашумевший киносериал «Гоголь». О том, что нужно книге, чтобы превратиться в полнометражную ленту (или сериал), мы поговорили с Иваном Самохваловым, генеральным директором продюсерской компании «Среда».

Познакомиться с автором — блог Storyport

Как литература превращается в кино: интервью с директором продюсерской компании «Среда»

— Первый и главный вопрос: почему в России так мало проектов снимают по книгам? На Западе едва ли не каждый бестселлер сразу попадает в руки продюсеров, а у нас это случается крайне редко. Чья здесь вина? Продюсеры и сценаристы мало читают и не следят за книжным рынком, плохо работают скауты или просто книги пишут не слишком хорошие?

— Вы правы: за рубежом более 50 % фильмов снимаются по книгам. Фильмы, которые имеют в основе литературное произведение, в прокате гораздо успешнее, чем снятые по оригинальным сценариям. У нас по книгам снимается, наверное, меньше одного процента фильмов. Режиссеры и продюсеры всегда находятся в поисках новых хороших историй, поэтому они внимательно следят за всем, что выходит. Так, например, продюсерская компания «Среда» специально создала компанию Best Case Agency, которая с помощью профессиональных скаутов старается читать все самое интересное, что выходит в русской литературе, включая нон-фикшен. К сожалению, в России не так много книг, которые подошли бы именно «Среде». Однако для артхаусного и социального кино российская литература представляет широкий выбор сюжетов. Увы, но российская литература не предлагает ничего жанрового. Хороших жанровых текстов почти что не существует, только у Акунина. Нашим писателям почему-то это неинтересно, и они не умеют работать в этом формате.

У нас нет литературы, вроде Стивена Кинга, дающей сильный сюжет, узнаваемые характеры и смысл. Уровень наших детективов не идет ни в какое сравнение, например, со скандинавскими авторами. Возможно, это оттого, что на Западе преподают creative writing прямо в школе, а у нас его нет даже в вузах. Поэтому мало авторов владеют сюжетостроением, техникой создания интересных, объемных персонажей. Компания Best Case Agency планирует регулярно приглашать зарубежных специалистов с мастер-классами по созданию качественной жанровой литературы.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

— Расскажите о примерах удачного сотрудничества «Среды» и книжного мира. Получалось ли снять успешные проекты по книгам? Хотелось бы деталей, подробностей и цифр.

— Наш самый удачный проект «Гоголь» создан по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки», все части были успешны в прокате. И это подняло тиражи этой классической книги и всего остального наследия Н. В. Гоголя. Каждая часть трилогии принесла нам около 450 миллионов рублей.

— Хочется узнать, как в России вообще книга может стать основой для проекта — допустим, в конкретной продюсерской компании «Среда». Надо отправить вам рукопись или вы сами ее ищете? Кто отбирает потенциально интересные тексты, они из книжного мира или из кино? Кому они «ложатся на стол» в конце — кто принимает решение, дать ход проекту или нет?

— Чтобы ваша книга стала фильмом, нужно прислать в компанию Best Case Agency текст рукописи и краткий синопсис. На основании синопсиса старший ридер принимает решение, читать рукопись или нет. Если она нам подходит по жанру, то ее читает ридер и выносит свое заключение, подходит рукопись для экранизации или нет. Рецензии читает старший ридер, отбирает понравившиеся и передает генеральному директору со своим заключением (оно, в принципе, может и расходиться с мнением ридера). Директор читает отобранные рецензии и принимает решение, интересно это ему или нет. Если да, то он отправляет рецензию генеральному продюсеру и главному редактору на рассмотрение. Финальное слово за Александром Цекало. Также мы сами ищем тексты всеми доступными способами: с помощью скаутов, участвуем в премиях и конкурсах, читаем поток.

— Что должно быть в тексте, чтобы вас зацепить? Красота слога, сюжет, необычные персонажи? Какая тематика и жанр вас больше привлекают — комедия, драма, триллер, хоррор, подростковые истории, что-то другое?

— Красота слога для нас совсем не важна, для нас важна красота сюжета. Чтобы сразу нас заинтересовать, у книги должен быть хай-концепт. Это такая концепция, которую можно объяснить любому в двух словах.

«Например: учитель химии с раком в терминальной стадии варит мет вместе со своим учеником, чтобы обеспечить свою семью после смерти. Это сразу цепляет, у этого может быть масса вариантов развития, эта формула заставляет фантазию работать»

Иван Самохвалов

Тематика для нас интересна самая разная, а из жанров это прежде всего драма, триллер, саспенс, детектив, хоррор, мистика, фантастика (кроме космоопер), современная мелодрама, байопик, янг эдалт. Если же в вашем произведении нет хай-концепта, то в нем должна быть понятная человеческая история. Нам интересен человек в ситуации выбора между плохим и худшим, человек в конфликте с собой, с другими, с обществом, с обстоятельствами. Цепляет, когда человек ходит по грани, в ситуации морального выбора.

— Давайте попробуем представить, что вы наконец нашли подходящую вам рукопись — допустим, это будет семейная драма. И в «Среде» решили снимать по тексту фильм. Что происходит дальше? Сценарист обсуждает с автором сценарий или автор сам переделывает текст под фильм?

— Если автор хочет сам писать сценарий, мы, конечно, дадим ему такую возможность. Если у него не получается, мы дадим ему в соавторы сценариста, который обладает навыками, не достающими автору (чаще всего это структурирование текста). Если и после этого не получается, то тогда за дело берутся профессиональные сценаристы. Если автор не хочет писать сценарий сам, то мы напишем. Конечно, в своей работе мы постараемся учесть все пожелания автора.

— Кстати, если не секрет, сколько примерно в России автор может получить за продажу прав на экранизацию вам? Хотелось бы понять порядок цифр.

— Автор может получить от двухсот тысяч до полутора миллионов рублей. Но на произведения именитых авторов расценки совсем другие.

— Автор принимает участие в кастинге актеров? Или, продав права, он полностью лишается свой власти над экранизацией?

— Решения по кастингу остаются за продюсером. Чаще всего да, продав права, автор книги не принимает участия в производстве фильма. За дело берутся профессионалы.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

— Если бы была ваша воля, какие современные книги российских авторов вы бы экранизировали? Ну или классические. Почему именно их?

— Я бы лично экранизировал роман Павла Басинского «Бегство из рая». Это уникальный текст: с одной стороны, мелодрама, с другой — психологический триллер, семейный саспенс, с третьей — байопик и роуд-муви. К тому же это про Льва Толстого, которого любят и чтят по всему миру, так что это, бесспорно, проект для мировой аудитории. К тому же я очень люблю Льва Толстого, а про него еще никакого фильма не создано.

Если говорить о классических произведениях, то это, конечно «Евгений Онегин», — это такой же неоднозначный и сложный герой, как Гамлет. Сколько бы экранизаций ни было создано на этот сюжет, каждая из них способна добавить что-то к этому многослойному, противоречивому образу.

Можете рассказать о ближайших планах компании — что сейчас в работе? Конечно, в первую очередь интересуют проекты, связанные с книгами. Чего ждать?

— Компания «Среда» разрабатывает сериал «Пищеблок» по одноименному произведению Алексея Иванова. Это роман с очень смелой и неожиданной концепцией, блестяще написанный, с интересными героями и сложным смыслом. Пока что работает над сценарием, съемки намечены на лето 2020 года.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Комментарий генерального директора скаутингового агентства Best Case Татьяны Ивановой.

— Рукописи какого жанра вам чаще всего присылают и чего им не хватает? Были ли какие-то жемчужины среди всего потока?

— Нам в основном присылают мелодрамы и фантастику — самые популярные у читателя жанры. Больше всего им не хватает профессионализма. Для нас не важен сам жанр или сеттинг истории, нам нужна человеческая история, которая вызовет у читателя, а соответственно, и у зрителя эмоции, переживания, чувства.

Были неплохие фантастические тексты: один про то, что в мире будущего люди живут вечно и из-за этого теряют свои эмоции, а другой — про проблему отношений между искусственным интеллектом и живыми людьми. Это произведения о людях — в них были зачатки того, что мы ищем в историях, они вызывали эмоции. Но, к сожалению, все это было скорее намерениями авторов, а не чем-то до конца реализованным в тексте.

Книги, упоминаемые в статье:

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами