Скорее всего, вам знакомо имя Иоанны Хмелевской, и можно даже предположить, что вы читали хотя бы несколько ее романов. Впервые ее детективы в переводе Веры Селивановой стали публиковать в 1980-х — сначала в составе антологий, а затем отдельными томами. Первым на русском языке вышел роман «Что сказал покойник» и имел ошеломительный успех: невероятные приключения взбалмошной, но удивительно живой и понятной героини в ярких декорациях попали российскому читателю в самое сердце. Впоследствии ее детективы выходили в издательстве «Фантом-Пресс» — и характерные яркие обложки вошли в историю книжного рынка России рубежа веков.
Причин успеха можно назвать несколько: для того времени эти книги были достаточно «заграничны», чтобы притягивать интерес, но в то же время рассказывали о совершенно понятных проблемах (дефицит, спекуляция, советская разруха); детективная интрига была неизменно крепко закручена, но главным был неослабевающий бодрый оптимизм писательницы. Книги Хмелевской невероятно духоподъемны: возможно, именно поэтому вот уже несколько десятков лет они не теряют популярности.
Книги Хмелевской невероятно духоподъемны: возможно, именно поэтому вот уже несколько десятков лет они не теряют популярности.
Читайте также
Иоанна Хмелевская родилась в 1932 году в Варшаве, из-за войны бросила школу, во время бомбардировок, по воспоминаниям, пряталась со всей семьей в подвале на мешках с картошкой, закончила архитектурную академию, стала средней руки архитектором и родила двух сыновей. На это ушли первые тридцать два года ее жизни. После этого она выпустила первый свой детектив — «Клин», и жизнь ее необратимо изменилась. За следующие пятьдесят лет Хмелевская написала 73 книги — среди них были не только иронические детективы, но и приключенческие романы для детей и подростков, детские сказки, автобиография в нескольких томах, юмористические труды о семейной жизни и похудении и даже книга рецептов. Их переводили на разные языки, экранизировали, а сама писательница получила несколько литературных премий.
И все же главными оставались детективы — именно Хмелевскую называют основательницей жанра иронического детектива: в одном из интервью она вспоминает, что литературные критики настолько терялись при описании ее книг, что выдумали громоздкий термин «криминально-развлекательный роман». В русскоязычной литературе ее творчество, безусловно, стало формообразующим: целая плеяда современных русских авторов детективов выросла именно из романов Хмелевской. Жанр оказался востребован: легкое чтение помогает даже в тяжелые времена.
Персонажи Хмелевской — ее экстравагантные и безалаберные родственники, друзья и коллеги — кочуют из романа в роман, и читателям очень быстро начинает казаться, что они следят за похождениями своих старых знакомых (кстати, за редким исключением, ее герои не только изображают совершенно реальных лиц, но и носят имена своих прототипов). Даже когда Хмелевская пишет о непростой жизни — послевоенная Польша, дефицит, безденежье, такой знакомый советский быт, — ей удается показать читателям, что смешное можно и совершенно необходимо видеть во всем, что тебя окружает. «Это не сатира, — писала она когда-то, — я просто описываю творящийся вокруг идиотизм». Согласитесь, именно это порой и требуется.