Книги про животных
Джеральд Даррелл с малых лет обожал животных — да и насекомых тоже. Свободное воспитание и мягкие семейные порядки позволили ему сосредоточить внимание именно на том, что он сам любил. В школе он учился прескверно, преподаватели называли его ленивым и даже туповатым, так что обязательное образование он получил с трудом, а про колледжи даже и не думал. Это потом университеты будут сражаться за право сделать его своим почетным профессором. А после школы Джеральд пошел работать — сначала в зоомагазин, а затем в зоопарк.
Едва Даррелл стал совершеннолетним и получил свою долю наследства, как сразу же организовал несколько экспедиций в Африку и Южную Америку. Домой он вернулся без денег и без редких животных, и больше никто не хотел брать его на работу. Тут-то брат Лоренс и посоветовал ему записать свой приключенческий опыт, чтобы рассказы про животных принесли хотя бы несколько фунтов и позволили не протянуть ноги с голодухи. Джеральд ненавидел писать — это совсем не так весело, как гоняться по джунглям за диковинными жабами. Но ничего не поделаешь, пришлось. Эту ненависть к писательству он пронес через всю жизнь, берясь за каждую новую книгу (которых, между прочим, больше тридцати) с целью заработать денег на новую безумную экспедицию.
С первой же книгой («Перегруженный ковчег») к Джеральду пришел невиданный успех. С гонорара за вторую книгу («Три билета до Эдвенчер») он поехал в новое приключение. Теперь — в Парагвай. Животных наловил немало, но почти всех пришлось выпустить на волю из-за военного переворота в стране. Но Джеральд больше не отчаивался — ведь под рукой была рабочая схема. Описал приключение, заработал денег на новую поездку, а даже если она неудачная, то тем интереснее будет о ней рассказывать. Сплошная выгода!
Большая часть книг Даррелла, знакомых нам с детства, как раз и строится по этой схеме. Веселое приключение где-то в неизведанной стране. Дожди, грязь, джунгли или саванна, странные местные аборигены и такие же странные местные животные. Джеральду интересны не только величественные и «кинематографичные» звери — большие кошки, носороги или слоны. С равным интересом он гоняется за мелкими пташками, лягушками и змейками. Одинаковый восторг у него вызывает и трехметровый жираф, и почти невидимая глазу козявка. Детей не проведешь, они сразу чуют искренность и видят в Джеральде «своего», невероятно увлеченного взрослого-ребенка.
Джеральду интересны не только величественные и «кинематографичные» звери — большие кошки, носороги или слоны. С равным интересом он гоняется за мелкими пташками, лягушками и змейками.
Читайте также
Кроме того, все книги Даррелла пронизаны не только любовью ко всему живому, но и мягким юмором, комедией ситуаций и подкупающим натурализмом. Он не делает скидок на возраст читателя, потому что и пишет, в общем-то, для всех, а не именно для детей. Звери у Джеральда Даррелла ведут себя по-настоящему: пукают, какают, дерутся, совокупляются, жрут друг друга (и несъедобные вещи), что-то ломают и неизбежно кусают или клюют автора книги. Никаких сахарных поющих зайчиков из диснеевских мультфильмов.
Джеральд не только писал книги, но и сделал немало полезного для вымирающих животных, сохраняя наиболее редкие виды. В его честь назвали целых 8 видов живых существ (в том числе насекомых). Например, краба, клопа и армянскую ночную бабочку Kotchevnik durrelli.
Автобиографическая трилогия Корфу
Всю прозу Джеральда Даррелла можно назвать автобиографической, ведь он всегда писал о собственных путешествиях, но три его романа носят особенный характер. Любят их тоже совершенно по-особенному. Это произведения о его детских годах на Корфу, куда тоже просачиваются котики, жучки и птички, но большую часть времени Джеральд все же говорит о своей семье.
Нежная и теплая «Моя семья и другие звери» (первая часть трилогии) очаровала многих. Фирменный мягкий юмор дополнился эксцентричными персонажами и курьезами из жизни целого семейства. Непривычная расслабленная семейная обстановка до сих пор кажется читателям чем-то сказочным, столь непохожим на нашу более обыденную реальность.
Между тем не таким уж и сказочным детство Даррелла было на самом деле. К примеру, мать Джеральда постоянно утверждала, что видит духов и призраков, слышит загадочные голоса и общается с потусторонним миром. В романе об этом рассказано походя и с улыбкой, а в реальности причиной «потусторонности» был обыкновенный алкоголизм. От которого всю жизнь страдал и сам Джеральд.
Литературный талант Даррелла развернулся в «Моей семье…» на полную катушку. Столь же ярко проявился и его внутренний цензор. Биографы однозначно сходятся во мнении, что в этой книге Джеральд много искажает, привирает и просто выставляет события в более комичном свете. Некоторые члены семьи ловко вырезаны из повествования, а словесные пикировки между братьями выдуманы для пущего смеха. Еще более явно художественное переосмысление реальности проявляется во второй и третьей книгах цикла. Настоящие байки уже закончились, так что около половины текста (опять же, по оценке биографов) он просто придумал, а веселые случаи собрал изо всех знакомых анекдотов и рассказов друзей.
От мюзикла про Дракулу до «Говорящего свертка»
Если книги про животных за авторством Даррелла всегда печатали в охотку, то некоторые другие его творения до сих пор не переведены на русский. Правда, не все из них он сам довел до конца. Мюзикл про Дракулу (и это не шутка!) под названием «Я хочу вонзить кол в свое сердце» Джеральд так и не дописал, оставив потомкам только несколько трагических арий. Кулинарная книга «Холестериновое питание» и шпионский детектив тоже не были дописаны до конца. А поэтические опусы, которыми он пытался сравняться с братом, почти не нашли себе поклонников. Еще бы, в них была настоящая гремучая смесь: мистика, философия и, конечно же, много-много животных.
Животные были не единственной страстью Джеральда Даррелла, потому что мистику и фантастику он тоже очень любил. Детская повесть «Говорящий сверток» — это настоящее приключенческое фэнтези с василисками, мудрыми волшебниками и говорящими животными. Если вы усмотрели какую-то схожесть с Гарри Поттером, то имейте в виду, что Даррелл написал повесть в 1974 году, когда Джоан Роулинг, конечно, уже пешком под стол не ходила, но письмо из Хогвартса ей бы тоже еще не выслали. Несколько мистических рассказов на русском языке вышли в составе сборников «Филе из палтуса» и «Пикник и прочие безобразия».
Есть у него и чисто детская проза, разумеется, про животных. Например, «Ослокрады» или «Новый Ной» — все те же приключения со зверюшками, но созданные специально для юных читателей. В начале девяностых он и вовсе написал серию книг для карапузов под названием «Истории о Малыше».
Приглашать Даррелла на радио не очень любили. Причина в том, что он очень непристойно шутил, а вырезать такие шутки из прямого эфира было невозможно.
Читайте также
Отдельно нужно отметить радиоэфиры Джеральда Даррелла, которые тоже перевели в формат книги — «По всему свету». Это не слишком популярное произведение: во-первых, многие истории уже встречались в других романах, а во-вторых, приглашать Даррелла на радио не очень любили. Причина в том, что он очень непристойно шутил, а вырезать такие шутки из прямого эфира было невозможно.
Однако каким бы хулиганом ни был Джеральд Даррелл, он оставил после себя огромное наследие. И это не только книги. Он создал Джерсийский зоопарк и собственным примером заставил все зоологическое общество плясать под свою дудку — причем до сих пор: ловить редких животных, разводить их и выпускать в дикую природу. Если бы не Даррелл, многие виды сейчас просто бы не существовали. А многие современные зоологи не заинтересовались бы этой профессией, если бы им не попались в свое время книги Джеральда Даррелла.
Фотография: commons.wikimedia.org