Блог
Storyport

Астрид Линдгрен против всех: как шведская писательница сделала нас более человечными

Поделиться в социальных сетях

13 ноября 2020

14 ноября — день рождения Астрид Линдгрен, одной из главных сказочниц этого мира, в который она привнесла простые и незабываемые чудеса. Критик и куратор Сергей Сдобнов рассказывает, почему книги Линдгрен остаются с читателями на всю жизнь.

Астрид Линдгрен против всех

Астрид Линдгрен против всех: как шведская писательница сделала нас более человечными

Когда я первый раз приехал в Стокгольм, то сразу отправился в музей Астрид Линдгрен. Меня не пустили, билеты кончились. Я купил их на следующий день и попал-таки в мир, где дети чувствуют себя в безопасности. Каждой выдуманной вселенной Линдгрен там отведена своя комната. Вот галактика, где хозяйничают Малыш и Карлсон, вот — Пеппи Длинныйчулок: ты видишь все это и забываешь, сколько тебе сегодня лет.

Нельзя уйти из музея и не посетить почти бесконечный книжный магазин и кафе, где подают знаменитые тефтели с пюре и брусничным соусом. В любом помещении этого музея вы будете окружены счастливыми детьми и беззаботными взрослыми. Такой дом — идеальный формат музея, где не пылятся вещи, а оживают воспоминания.

Астрид Линдгрен и Туве Янссон

Астрид против всех

Жизнь Астрид Линдгрен больше всего похожа на борьбу с общественными стереотипами. В 19 лет молодая журналистка Линдгрен забеременела от женатого начальника и не скрыла этого факта ни от религиозных родителей, ни от местного сообщества. Она решила не оставаться с нелюбимым мужчиной и отправилась за свободой в Стокгольм. Там она перебивалась заработками машинистки, счастливо вышла замуж и начала продавать журналам сказки, которые рассказывала своим детям.

В войну Линдгрен сотрудничала со шведской разведкой — занималась перлюстрацией писем. В 1945 году она высмеяла Гитлера в одной из книг о Пеппи («Пеппи идет в цирк»). Но не все были рады успехам писательницы и ее героини без страха и упрека. Литературовед и психолог, придерживающийся расовой теории, Джон Лэндквист и вовсе написал о Пеппи: «Все это напоминает фантазии психически больного человека с патологическими навязчивыми идеями». Но дети влюбились в девчонку, с которой всегда интересно и не страшно, а главное, для которой люди интереснее правил.

Те, у кого пока мало прав

Астрид Линдгрен в 1978 году получила престижную Премию мира немецкой книготорговли за повесть «Братья Львиное сердце». В своем выступлении по этому поводу она публично осудила физические наказания детей, отметив, что насилие ломает маленького человека и остается с ним на всю жизнь. Через год в Швеции приняли закон о недопустимости подобных наказаний. Астрид использовала свою популярность, чтобы доказать хотя бы консервативным шведам — у детей есть чувства и проблемы, как и у взрослых, и это надо учитывать, когда воспитываешь своего ребенка.

В том же году Астрид написала сатирическую сказку, в которой высмеивала бюрократию в шведской социал-демократической партии — подоходный налог на доходы писательницы-миллионерки составлял более 100 процентов. И после публичной дискуссии с министром финансов Астрид опять победила. Налог снизили, партия, которая была у власти 40 лет и, видно, забыла, «зачем ее выбирали», стала терять популярность.

А еще в середине восьмидесятых Астрид написала открытое письмо от лица угнетаемой коровы, после чего в 1988 году приняли «закон Линдгрен» о более человечном отношении к животным.

Астрид Линдгрен и Пер-Мартин Хамберг

Почему в России любят Карлсона

В Советском Союзе любимым персонажем, созданным Линдгрен, стал Карлсон. Повести о нем и Малыше у нас экранизировали в 1968 году, раньше, чем в Швеции. У Карлсона, как у большинства советских людей любого возраста, не был решен квартирный вопрос. Конечно, наши бабушки и дедушки жили в квартирах, но чаще всего в коммуналках. По описанию Карлсон напоминает детский вариант другого вечного героя советского народа Остапа Бендера, авантюриста для самых маленьких. В меру упитанный мужчина в клетчатой рубашке похож и на классического шестидесятника, всегда бунтующего против условностей, но при этом совсем не идеального героя, а свободного одинокого персонажа со своими человеческими слабостями.

Мир детей

Линдгрен во всех своих книгах показывает мир, который для ребенка приготовили взрослые. Мамы и папы в этих историях всегда будут героями второго плана, потому что в жизни обычно родители не замечают детей. А в книге Астрид могла создать реальность, в которой все наоборот, чтобы родители, пока читают на ночь своим детям ее сказки, увидели себя со стороны и стали ребенку ближе.

Смерть, где же Астрид?

Я часто думаю, что Астрид Линдгрен не умерла, она просто не смогла бы это сделать. Когда пришло ее время, Смерть закрыла глаза, и Астрид забежала в одну из шведских кофеен, где и осталась. Возможно, именно она каждую зиму разливает по стаканчикам глег (местный глинтвейн) и отпускает каннебюлле (фирменные булочки с корицей — обязательно попробуйте) всем гостям шведской столицы.

Фотографии: commons.wikimedia.org


Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами