Блог
Storyport

Гид по детскому нон-фикшену в России: как он появился и каким стал сегодня

Поделиться в социальных сетях

15 октября 2021

Рассказываем, какими были первые детские книжки в жанре нон-фикшен и как они менялись от века к веку.

Гид по детскому нон-фикшену в России: как он появился и каким стал сегодня — блог Storyport

Гид по детскому нон-фикшену в России: как он появился и каким стал сегодня

История детской литературы развивается параллельно взрослой. Она крепче держится за канон, но в то же время открыта экспериментам. В этом детская литература похожа на своих читателей, перед которыми стоит нелегкая задача — узнать, как устроен это мир, и одновременно изменить его, привнести что-то новое.

Многие до сих пор путаются в том, что же представляет собой нон-фикшен, и ошибочно объединяют под этим названием вообще всю «нехудожественную литературу», включая энциклопедии, справочники, словари, школьные учебники, книги рецептов и так далее. Самое точное определение этому явлению дал писатель и литературовед Павел Басинский: это «художественная проза без вымысла». Ее главное отличие от учебных и академических изданий — в простоте изложения даже самого сложного материала и в ясности образов.

Хотя сам термин non-fiction родился лишь в 1965 году благодаря Трумену Капоте, литературное явление, которое он обозначает, существует уже не один век. Причем если во взрослой литературе мода на такие книги растет последние 15–20 лет, то в детской она всегда была.

XVII век

Первыми русскими печатными книгами для детей стали буквари: «Азбука» Ивана Федорова (1574), «Букварь» Василия Бурцова-Протопопова (1634). Однако эти книги можно отнести к нон-фикшену только в самом широком, формальном смысле, как нехудожественную литературу.

Прародительницей будущих бестселлеров в жанре детского нон-фикшена стало «Сказание о седми свободных мудростях» (1-я половина XVII века). Неизвестный автор, скорее всего, переработал латинский оригинал и постарался упростить для юных читателей знакомство с предметом с помощью аллегории: семь наук (Грамматика, Геометрия, Риторика и т. д.) выступают на страницах книги как живые персонажи. Эта попытка решить проблему доступности знаний с помощью художественного образа спустя несколько столетий трансформируется в научный нон-фикшен для детей.

Прообразом исторических познавательных книг стали переработанные специально для детского чтения воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Повесть об осадном сидении донских казаков».

Первой авторской российской «художественной книгой без вымысла» стал «Вертоград многоцветный» (1676–1680) Симеона Полоцкого. Этот сборник — своего рода «музей в стихах», посвященный всему интересному и редкому в древности и современности. На его страницах встречаются и переложения известных сюжетов из античной и европейской истории, и повествования о жизни монахов, и светские истории, и сведения о диковинных явлениях и экзотических животных: птице Феникс, плачущем крокодиле, драгоценных камнях. Здесь писатель также старается облекать научную информацию в яркие художественные образы, закрепляя главную отличительную черту современных познавательных книг для детей.

Своего рода биографию для детского чтения написал царский учитель и поэт Карион Истомин. «Служба и житие Иоанна Воина» (1695) стала прообразом будущих повестей о выдающихся личностях. Его же перу принадлежит «Книга Вразумление» (1683), которую Истомин подарил на одиннадцатилетие цесаревичу Петру. В ней в форме беседы излагаются основы этикета: как вести себя дома, при дворе, в церкви.

Первой авторской российской «художественной книгой без вымысла» стал «Вертоград многоцветный» (1676–1680) Симеона Полоцкого. Этот сборник — своего рода «музей в стихах», посвященный всему интересному и редкому в древности и современности.

Обращение Истомина к диалогу — важнейший шаг на пути к современному нон-фикшену. Учебная книга предлагает заучить информацию, она по природе монологична и рассчитана на беспрекословное принятие готовых истин.

Познавательная литература строит с ребенком диалог, отвечает на его «Почему?», учитывает детское «Я».

В «Полисе» (1694) Истомин изложил для юного Петра основы грамматики, поэтики, астрологии, геометрии, географии, медицины и музыки в форме коротких рифмованных текстов.

Взойдя на трон, Петр I возлагал большие надежды на просвещение подрастающего поколения. Государству нужны были образованные граждане, умелые мастера. Самой необходимой детской литературой стали учебники и всевозможные пособия. Однако по большей части это были переводные издания.

XVIII век

Около 80% русских книг для детей издали в последней трети XVIII века во многом благодаря Екатерине II. Императрица была поклонницей идей Просвещения и вслед за Жан-Жаком Руссо рассматривала литературу как важнейший элемент воспитания и обучения детей. Екатерина II и сама попробовала силы в качестве детского писателя, причем ее сказки стали первыми прозаическими художественными произведениями для детей, написанными на русском языке.

В этот же период появился первый отечественный образец нон-фикшена со словом «философия» в заголовке. Подобные книги для детей остаются редкостью и в наши дни. «Детская философия» (1776–1779) Андрея Болотова знакомила детей с устройством Вселенной, опираясь на современные достижения науки. Причем материал преподносится в форме разговоров, а вместо жестких предписаний — дискуссия любящей матери с детьми.

Еще одно примечательное явление эпохи — издание Николаем Новиковым первого в России журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789). Издание предназначалось юным читателям 6–12 лет. Здесь публиковались познавательные статьи по разным отраслям знания, а также художественные сочинения. Назидания обычно подавались в форме обращения к маленькому читателю или поучительной шутки. Этот журнал заложил традицию энциклопедизма в сочетании с художественностью, уважения и доверия к ребенку, которые в значительной мере сохранились и в современной детской периодике.

Екатерина II и сама попробовала силы в качестве детского писателя, причем ее сказки стали первыми прозаическими художественными произведениями для детей, написанными на русском языке.

Кроме того, далеко не все родители считали нужным тратиться на журналы для ребенка, которые все же воспринимались как развлечение. «Детское чтение» выходило как бесплатное приложение к одной из самых популярных газет того времени — «Московским ведомостям», а номера за квартал объединялись в книжки.

Вообще периодика для детей в XIX–XX веках имела чуть ли не большее значение, чем книги, которых всегда не хватало. «Детский музей», «Друг юношества», «Библиотека для воспитания», «Новая детская библиотека», «Звездочка», «Родник», «Мир Божий», «Игрушечка», «Задушевное слово», «Чиж» и «Ёж», «Мурзилка», «Радуга», «Пионерская правда» и многие-многие другие заслуживают отдельной статьи. Они публиковали малые формы познавательной литературы и больше 300 лет отвечали на бесконечные детские «почему» и «зачем».

XIX век

Первая половина XIX века стала «золотым веком» детского книгоиздания. Для детей выпускались книги по истории, естествознанию, географии, технике и медицине, истории, культуре и быте народов России и так далее. К изданию большинства из них привлекали ученых и популяризаторов науки.

Ведущей темой детских книг того времени стала история Отечества. На это повлияла и волна патриотизма после войны 1812 года, и выход многотомной «Истории государства Российского» (1818–1829) Николая Карамзина (кстати, свой литературный путь писатель начинал у Новикова в «Детском чтении»). В первой половине столетия для детей написали многотомные книги в жанре исторического нон-фикшена Сергей Глинка, Николай Полевой, Сергей Соловьев.

Однако самой выдающейся и любимой у нескольких поколений стала «История России в рассказах для детей» (1837–1840) Александры Ишимовой. В ее книгах история России предстает захватывающей драмой с героями и злодеями, трагедиями и победами. Свое последнее в жизни письмо Александр Пушкин обращал именно к Ишимовой: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу „Историю в рассказах“ и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!» Виссарион Белинский восхищался тем, как в этих детских книгах удалось совместить «занимательность анекдота с достоверностью и важностью истории».

Еще одним примечательным явлением первой половины XIX века стал нон-фикшен в жанре «прогулок» — географическая трилогия Виктора Бурьянова. Писатель начал с планеты Земля («Прогулка с детьми по земному шару», 1836), во второй книге провел юному читателю экскурсию по России (1837) а в третьей расписал программу прогулок на две недели летних каникул по Санкт-Петербургу и его окрестностям (1838). Эти путеводители полны вопросов к читателям, эмоциональных восклицаний, поэтических цитат и очень живых образов — например, когда автор словно садится за весла и везет детей по реке.

Продолжением этой традиции можно считать вышедшие в 1860 году «Путешествия по разным странам мира» и «Исторические рассказы и биографии» Алексея Разина. Причем история Отечества представлена в основном эпическими сказаниями, а путешествия описываются в форме воспоминаний. Автор выбрал такую подачу, чтобы приблизить для детей далекие страны. Если в его путешествие по Волге еще можно поверить, то у Ниагарского водопада Разин точно не бывал.

Самой выдающейся и любимой у нескольких поколений стала «История России в рассказах для детей» (1837–1840) Александры Ишимовой. В ее книгах история России предстает захватывающей драмой с героями и злодеями, трагедиями и победами.

Примерно в то же время Петр Фурман разрабатывал жанр биографий замечательных людей. Его перу принадлежат «Сын рыбака М. В. Ломоносов» (1847), «А. Д. Меншиков» (1847), «А. В. Суворов-Рымникский» (1848) и другие. Он умело держал юных читателей в напряжении благодаря работе с сюжетом и акцентам на ключевых сценах, однако по качеству языка и проработке материала это скорее массовая литература.

Высокий стандарт работы над детским нон-фикшеном о выдающихся личностях задали Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Они считали, что подобная литература должна быть, с одной стороны, строго обоснованной, научной, а с другой стороны, написанной страстно и увлекательно.

Книга «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856) Чернышевского знакомила юных читателей и с поэтом, и с его творчеством, и с проблемами современной литературы. Автор досконально изучил материал, прежде чем взяться за работу. Написанная просто и ясно, эта книга до сих пор остается образцовым биографическим произведением для детей. Добролюбов в биографии «Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения» (1858) обращается к чувствам и мыслям «крестьянского поэта», чтобы раскрыть эстетическую ценность его стихов.

Эту линию продолжил Василий Авенариус. Его биографические произведения о замечательных личностях сочетают в себе достоверную информацию с занимательным сюжетом, повествование оживляют многочисленные диалоги. Его герои — живые люди, помещенные в точно описанную историческую обстановку. Например, в двухтомнике о детстве и юности Пушкина будущий великий поэт показан именно ребенком, в котором лишь проглядывают зачатки будущего гения. Однако герой не менторствует и не походит на маленького взрослого.

Образцом популярного сегодня нон-фикшена о том, как устроен мир вокруг, стала книга Авенариуса «Что комната говорит» (1880). В ней предметы обстановки наделяются собственными голосами. Однажды ночью мальчик подслушал их разговоры. Так, стол рассказал, как из березы превратился в мебель, и т. д.

В конце XIX века географ и зоолог Модест Богданов сделал достоянием детской литературы естественные науки. Его многочисленные беллетризованные рассказы о жизни животных публиковались в журналах и выходили отдельными книгами. Они были собраны в книгу «Из жизни русской природы» (1889), которая пользовалась успехом у юных читателей и переиздавалась в советские годы.

Формат «прогулок» к концу века не потерял популярности. Так, писательница Софья Лаврентьева много путешествовала и описывала свои впечатления в детских «путеводителях». В книге «По белу свету. Путешествие Вани и Сони за границу» (1900) с позиции ребенка показана почти вся континентальная Европа. Важной частью книги стали многочисленные иллюстрации.

Две книги Евгении Диц — «С детками о птицах и животных» (1895) и «Четыре времени года» (1905) — рассказывают малышам о простых вещах вокруг них таким же простым и образным языком и искренним тоном. Прекрасным примером детской познавательной литературы стала книга «Как Юра знакомился с жизнью животных» (1907) Александры Бостром. До революции она выдержала пять изданий и очень полюбилась читателям. Так выкристаллизовывается познавательный нон-фикшен о живой природе и окружающем мире.

Образцом популярного сегодня нон-фикшена о том, как устроен мир вокруг, стала книга Авенариуса «Что комната говорит» (1880). В ней предметы обстановки наделяются собственными голосами. Однажды ночью мальчик подслушал их разговоры.

Вообще в детских изданиях того времени не боялись экспериментировать и придумывать необычные форматы. Еще в 1826 году Глинка издал книгу «Новая игра для детей и картины природы и искусств, с присовокуплением нравственных стихотворений». В ней было 36 картинок, которые можно сочетать более чем 20 тысячами способов, — играя и обучаясь.

В 1886 году Константин Льдов использует «подвижные картины» в книжке-картинке «Вечер в цирке». Похожий нон-фикшен издается и сегодня — первое знакомство ребенка с цирком происходит на бумаге. Подвижные картинки можно было использовать для домашних представлений.

В целом накануне революции в России издавали разнообразную детскую литературу в жанре нон-фикшен. Она занимательно и с уважением к личности ребенка рассказывала о последних достижениях науки и мире вокруг, используя практически все известные в наши дни форматы (в меру развития полиграфии тех лет, конечно). В детлите было не так много выдающихся имен и произведений, однако в конце века удалось достичь главного: создать читательскую аудиторию и уйти от подражания зарубежным образцам к самобытным и оригинальным произведениям.

XX век

Новая советская литература начиналась практически с нуля. Большинство детских журналов были закрыты, многие авторы эмигрировали, из библиотек изымались «неподобающие» книги, изданные при старой власти. В 1924 году на XIII съезде партии приняли резолюцию: «приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии».

В 1920–1930-х годах большой популярностью пользовался нон-фикшен о природе. Например, Виталий Бианки много лет редактировал и дополнял свой главный труд — «Лесную газету» (1928) — по письмам читателей. Сами дети помогали расширить эту уникальную «энциклопедию природы», присылая на его адрес собственные наблюдения со всех уголков страны. В 1966 году Николай Сладков выпустил «Подводную газету», которая продолжала традицию нон-фикшена о природе Бианки.

Михаил Пришвин не писал специально для детей, однако многие его очерки и рассказы прочно вошли в детскую литературу. Ольга Перовская завоевала сердца не только советских, но и зарубежных ребят детскими воспоминаниями о жизни среди лошадей, ручных волчат и тигров — раненых животных и брошенных детенышей, за которыми ухаживал ее отец («Ребята и зверята», 1925).

Новая советская литература начиналась практически с нуля. Большинство детских журналов были закрыты, многие авторы эмигрировали, из библиотек изымались «неподобающие» книги, изданные при старой власти.

Однако на Первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ (1936) осудили большое количество книг о животных и природе. Советским детям необходимо писать о реальной жизни, о достижениях партии, о прогрессе. Попытки описать для детей работу на заводе или современные достижения техники часто выглядели надуманно, искусственно. Среди познавалок вроде «Ваня-металлист» и «Сережа-телеграфист» выгодно выделялись «Приключения Травки» Сергея Розанова. По сюжету мальчик потерялся на вокзале. Только сменив несколько видов транспорта и испробовав все возможные виды связи, герой смог найти отца.

Множество нон-фикшена о технике и мире вокруг подарил детям Борис Житков: «Паровозы» (1925), «Воздушный шар» (1926), «Чудаки. Развитие техники и изобретательства» (1931) и т. д. В его книгах точная информация сочеталась с живым юмором, готовностью пробовать новые жанры, экспериментировать. Например, он публиковал книги по типу «сделай сам» со схемами лодок и куклами, которых нужно вырезать.

Последняя книга Житкова «Что я видел» (1939) — уникальная работа не только для советской, но и для мировой литературы. Это художественная энциклопедия-календарь, рассчитанная на 4-6-летних «почемучек». Каждая страница должна отвечать на интересный для детей вопрос. Занимательность и простота подачи материала достигаются с помощью повествования от лица ребенка, который путешествует сначала из Ленинграда в Москву, а потом в Киев.

Самым известным автором советского научпопа для детей стал М. Ильин (псевдоним Ильи Маршака, брата Самуила Маршака). Он написал множество книг, используя один прием: сначала описывается предмет, который ребенок видит каждый день (лампочка, часы), а затем автор «путешествует» во времени, чтобы показать череду научных открытый, которые привели человечество к этому изобретению. В 1936 году эти небольшие познавательные книжки вышли под одной обложкой — «Рассказы о вещах».

В 1940 году в соавторстве с супругой Еленой Сегал Ильин издал книгу «Как человек стал великаном», своего рода сборник «все обо всем», причем с точки зрения дарвинизма и марксизма. Если Житков показывал мир через детское восприятие (причем конкретного мальчика), то Ильин и Сегал намеренно выбрали обезличенное повествование от лица взрослого-наставника, обращенного к ученику, неожиданно сблизившись с первыми книгами этого жанра в духе Кариона Истомина. Школьникам объясняют роль труда в истории цивилизации, самим читателям отводится роль наследников мировой культуры, хозяев природы.

Огромный пласт биографической литературы занимали книги о революционных деятелях всех времен и народов, борьбе и мученической смерти пионеров и комсомольцев.

Особняком стоит «Путешествие в страну кино» (1926) Виктора Шкловского. В беллетризованной форме путешествия 12-летнего Коли Петрова в Лос-Анжелос маститый литературовед подробно объясняет юным читателям, как работает кинематографический аппарат, как делают фильмы и т. д.

В биографических книгах для детей всю советскую эпоху на первом месте были лениниана и сталиниана: например, «Дети о Сталине» (1939), «Ленин и дети» (1956). Огромный пласт биографической литературы занимали книги о революционных деятелях всех времен и народов, борьбе и мученической смерти пионеров и комсомольцев. В наши дни покажется надуманной проблема Лени Бородина из стихотворения Агнии Барто «Ему 14 лет»: подросток переживает, что у него не было возможности умереть геройской смертью или совершить подвиг в войну, как рассказывают в школе и пишут в книгах.

В целом история жанра нон-фикшен после 1917 года (как и всей советской литературы) показала, что принципы плановой экономики идут вразрез с творческим процессом. Сильная политизированность, идеологичность, заданность, жесткая цензура не шли на пользу качеству книг. Многие талантливые писатели стали жертвами репрессий. Все это обедняло литературу советской эпохи.

XXI век

С переходом к рыночной экономике массовая литература и легкое чтение вытеснили с прилавков детскую познавательную литературу на долгие 20 лет. Однако сегодня нон-фикшен считается самым популярным литературным жанром в России.

Новый «расцвет» детской познавательной литературы в России XXI века омрачен вмешательством неоднозначных законов. Из переводных книг со скандалом вырезают «вредную» информацию, как это было с книгой «Сказки на ночь для юных бунтарок», а классики русской литературы оказываются под запретом для школьников.

Тем не менее современный детский нон-фикшен охватывает практически все сферы жизни. В этом многообразии можно выделить следующие направления.

Во взрослой литературе уже есть издательства, которые специализируются только на нон-фикшене. Однако ни одно детское издательство пока не рискнуло совсем отказаться от художественных текстов. Впрочем, если популярность жанра будет расти или хотя бы оставаться на том же уровне, такие издательства непременно появятся.

Фотография: pexels.com

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами