Блог
Storyport

История о любви, травме и стокгольмском синдроме: отрывок из романа Анны Бабяшкиной «И это взойдет»

Поделиться в социальных сетях

23 августа 2021

На Storyport вышел роман писательницы и переводчицы Анны Бабяшкиной «И это взойдет». Это история о любви и травме, стокгольмском синдроме и его преодолении, о тайнах природы и загадках человеческой души, об изоляции и инновациях, а также о том, каковы настоящая свобода и истинная сила. Публикуем отрывок из этого романа.

История о любви, травме и стокгольмском синдроме: отрывок из романа Анны Бабяшкиной «И это взойдет» — блог Storyport

История о любви, травме и стокгольмском синдроме: отрывок из романа Анны Бабяшкиной «И это взойдет»

Глава 19. Егор. Камера, мотор!

День поворачивал к вечеру. Загородная дорога. Запах весеннего леса, холодной воды, только что раскрывшихся почек. Почти такой же день, как тогда, когда Флора поймала меня у подъезда и попросила отвезти ее к заказчику. Ее захватила новая авантюра: вздумала притворяться ландшафтным дизайнером. Какая она была смешная врушка! Меня забавляло, как наивно и самозабвенно Флора врала. Я никогда не подлавливал ее на лжи, не уличал, потому что вранье было так очевидно и наивно, что ему можно было только улыбаться. И еще я никогда не задумывался о том, почему она врала.

И мы поехали. Мне было хорошо оттого, что Флора со мной в машине. «Хочешь стать моей? Хочешь стать для меня всем?» — пела магнитола (по-английски, конечно). Добрались. Вышли.

И вот она стоит передо мной. Продрогшая, натурально ледышка. А глаза не замерзшие — теплые.

И вдруг они выскочили, те самые три слова: «Я тебя люблю». Они так давно крутились на языке, что сорвались с него сами по себе, без моего решения. Как будто бы стучались-стучались в какую-то стенку, и вдруг она рухнула. Мы стояли рядом, и я ее поцеловал. Губы у нее были прохладными. Поцелуй как будто остановил мир, земля перестала крутиться. Мы были в центре мироздания. Это было прекрасно и одновременно бесконечно грустно. Словно я был космонавтом, которого выкинуло в открытый космос и несло в ледяной темноте безо всякой надежды. И вдруг — бинго! — солнечным ветром меня прибивает прямо к космической станции, на бортах которой весело мигают разноцветные лампочки, а иллюминаторы светятся теплым желтым светом. В этом столкновении было такое обещание спасения, такая невыносимая вспышка эйфории!.. Но тут же какая-то неведомая сила внезапно отталкивает меня от этого места. И я лечу в одну сторону, а корабль — в другую. И любые мои усилия догнать его и удержаться рядом абсолютно бесплодны. Я вижу, как желтые окна неторопливо, давая запомнить себя, уплывают, превращаясь в далекие огоньки, и становятся неразличимыми среди звезд.

Не надо говорить, что любовь — это дар, которым мы должны дорожить. В двадцать один ты безоглядно веришь, что даже если это дар, подобных ему будет еще предостаточно.

Откуда взялось это ощущение? Почему за время поцелуя в моей голове прокрутилось именно это кино? Наверное, были причины. Не знаю. Я не видел никаких знаков или намеков. Но чувствовал: что-то случилось.

Не надо говорить, что любовь — это дар, которым мы должны дорожить. В двадцать один ты безоглядно веришь, что даже если это дар, подобных ему будет еще предостаточно. Когда через пару дней Флора заявила, что больше не хочет со мной встречаться, это было как будто мне выстрелили в грудь. Но я не подал виду. Кажется, я кивнул и буркнул «ну и ладно». Мне не хотелось уговаривать ее, втирать ей, что буду любить ее вечно и всегда буду рядом. Я не хотел говорить то, во что сам не верил. Не хотел выглядеть дураком. Я много читал «СПИД-инфо», смотрел серьезные фильмы и знал, что вечной любви не бывает. Что любовь живет три года и люди обязательно и непременно друг другу надоедают. Да и по своим родителям я это видел. Моя любовь прожила уже больше года. Ей оставалось два. Я решил подождать, пока она сдохнет, а потом случится новая любовь, и эту я больше не вспомню.

Сейчас я думаю, что чем моложе человек, тем больше он понимает в любви. Потом все тебя начинают учить «правде жизни» и «готовить к реальности», а ты, к сожалению, слишком веришь этим урокам. Тебе сообщают, что вокруг много хищных, корыстных, глупых женщин. Что девушки часто обманывают и играют парнями. Что отношений у людей может и даже должно быть много разных. Что в юном возрасте не бывает серьезных чувств, и главное — что все это обязательно пройдет. Сейчас я вижу, что серьезные чувства на самом деле только в юности и возможны. Но всеобщая убежденность в том, что «это обязательно пройдет», особенно убивает. Так говорят все. Не могут же ошибаться ВСЕ?! Но тогда я этому верил. А сейчас бы сказал, что все эти «честные» разговоры людей, накопивших негативный опыт, — ментальное порно. Надо было затыкать уши и просить их: «Пожалуйста, перестаньте делиться со мной своими бедами и выдавать их за „правду жизни“. Можно я проживу свою жизнь и у меня будет своя правда? Пусть у каждого она будет своя». В первую очередь стоило сказать это папе, когда он собирал чемодан, съезжая на съемную квартиру, и зачем-то придумал объяснить мне свое поведение. Надо уметь защищаться от токсичной откровенности.


Об авторе. Анна Бабяшкина — автор книг «Пусто: Пусто», «Разница во времени», «Мне тебя надо», «Прежде чем сдохнуть», «И это взойдёт». Лауреат премии «Дебют», входила в лонг-лист премии им. Белкина и премии «Нацбест». Публиковалась в журнале «Сноб». Перевела на русский язык роман «Разговоры с друзьями» Салли Руни. Финалист премии Норы Галь за перевод короткой прозы с английского языка. В 2021 вошла в лонг-лист переводческой премии «Мастер».

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами