Блог
Storyport

Вандалы против искусства: кто и когда покушался на шедевры известных художников

Поделиться в социальных сетях

12 марта 2020

Ранимым людям лучше не читать!

Погрузиться в историю — блог Storyport

Вандалы против искусства: кто и когда покушался на шедевры известных художников

На днях мы все дружно читали о Лене и Тамаре из Винницы, которые выцарапали свои имена на фреске Рафаэля. История удивительная, но далеко не единственная в своем роде. По этому поводу мы решили вспомнить самые интересные арт-преступления в истории.

«Венеру с зеркалом» Диего Веласкеса изрезали мясным тесаком

10 марта 1914 года в Лондонской национальной галерее произошла трагедия: английская суфражистка Мэри Ричардсон набросилась на картину испанского художника «Венера с зеркалом» с мясным тесаком в руках и изрубила холст в нескольких местах. После задержания и разбирательств выяснилось, что акт вандализма совершила не сумасшедшая, а будущая искусствовед. Ричардсон заявила, что пошла на преступление в знак протеста против ареста своей коллеги по партии суфражисток.

Она решила уничтожить картину, объективирующую женское тело. Мужчины, по ее мнению, воспринимали женское тело исключительно в эротическом контексте. Ричардсон судили и приговорили к 18 месяцам каторжных работ. 39 лет спустя она опубликовала автобиографию «Сопротивление со смехом. Автобиография воинственной суфражистки, изрезавшей знаменитую "Венеру с зеркалом" в Национальной галерее!».

«Данаю» Рембрандта облили кислотой

Жемчужина коллекции Эрмитажа стала жертвой вандала из Литвы: гражданин СССР Бронюс Майгис облил картину кислотой и ударил холст ножом в тех местах, где было изображено тело Данаи. После задержания на допросе мужчина заявил полиции, что покушался на картину с требованием отделения Литвы от Советского Союза.

После судебной экспертизы обвиняемому поставили диагноз «вялотекущая шизофрения» и поместили в психиатрическую больницу Ленинграда. Через шесть лет реабилитации Майгис вернулся домой, уже в независимую Литву. На восстановление же картины у реставраторов ушло в два раза больше времени: ее смогли снова выставить на экспонирование только через 12 лет.

«Супрематизм» Казимира Малевича изуродовали из баллончика с краской

С ценообразованием на картины художников прошлого кто-то не соглашается по-тихому, а, например, российский акционист Александр Бренер решил не держать недовольство в себе. В рамках «художественной» акции против коммерциализации искусства он нанес из баллончика с зеленой краской знак доллара на картину Малевича «Супрематизм».

Мнения общественности о поступке Бренера разделились: многие осудили его действие, но были и те, кто посчитал, что акционист создал на основе полотна Малевича собственное произведение искусства. По понятным причинам этот «арт-объект» прожил недолго, а картину восстанавливали в течение нескольких лет, потратив на это десять тысяч долларов.

«Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» Караваджо отдали на съедение свиньям

История кражи этого полотна печальна: воры вырезали картину из рамы, висевшей в алтарной части часовни Сан Лоренцо в Палермо в 1969 году. Дальнейшая судьба «Рождества» покрыта тайной, но полиция и ФБР со стопроцентной уверенностью подозревали в преступлении итальянскую мафию. В конце 1990-х, когда некоторые члены бандитских группировок оказывались в тюрьме, спецслужбы пытались выяснить подробности дела. Некоторые «братья» сицилийской «Коза Ностры» давали показания и сообщали, что полотно оказалось в жутких условиях хранения. Еще тогда попытки перепродажи потерпели полный провал, потому что картина так хорошо известна в мире, что выставить ее на торги не было никаких шансов.

По противоречивым словам бывших мафиози, картину постигла печальная судьба: воры бросили ее на ферме, где холст подъели крысы и свиньи. Поняв, что продать шедевр не получится, невежественные хозяева сожгли его. Сейчас в часовне висит точная цифровая копия «Рождества», которая еще сильнее заставляет ценителей искусства грустить об утерянном произведении Караваджо.

Фреска «Се человек» художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, изуродованная набожной прихожанкой

Реставрация фрески XIX века — самая нелепая в истории искусства — занимает почетное место в списке «золотых» мемов интернета. Наглядную иллюстрацию афоризма «Лучшее — враг хорошего» миру продемонстрировала 80-летняя пенсионерка из испанского города Борха. Долго наблюдая за тем, как ветшает одна из фресок в приходской церкви, Сесилия Хименес предложила церковнослужителям отреставрировать ее и кропотливо работала над «Ecce Homo» два года.

По случайному стечению обстоятельств фреску хотела отреставрировать внучка художника Тереса Мартинес. Когда в 2012 году эксперты приехали в Борху, то обнаружили на месте Христа зверька, напоминающего пушистую обезьяну или картофелину с глазками. Как и почему набожная старушка «отреставрировала» старинную фреску без наблюдения, непонятно, но, по ее собственным словам, она не взялась бы за работу без разрешения церкви.

Казус в срочном порядке обещали исправить, но изображение «нового» Иисуса моментально облетело интернет, а блогеры дали работе Хименес название — «Ecce Mono» («Се обезьянка»). Кроме того, разразилась огромная полемика вокруг самой работы и ее значения в современном искусстве. Были те, кто посчитал Хименес новым Мунком, а ее творение — шедевром примитивизма. «Пушистый Иисус» привлек внимание не только к малоизвестному художнику прошлого, но и к городу, в который хлынули туристы, чтобы увидеть неканоническое изображение Спасителя.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами