Интереснее книг по психологии и ее методам могут быть, пожалуй, только книги о создателях этих методов. Всем, кто знаком с творчеством Ирвина Ялома, автобиография, описывающая его длинный жизненный путь, — это подлинное наслаждение. Посвятив большую часть своих исследований экзистенциальному страху смерти, известный американский психолог задает вопросы о конечности жизни и самому себе. Детство, взросление, становление в профессии и написание главных научно-популярных работ — автор создал масштабный автобиографический труд, который открывает его личную уязвимость.
Блестящая жизнь одного из самых остроумных английских писателей XIX века закончилась трагично. Попав в тюрьму по обвинению в гомосексуализме в 1897 году, Оскар Уайльд столкнулся с реальностью, которая в одночасье отняла у него славу, уважение и верность близких людей. В период унизительного заключения Уайльд пишет письма своему любовнику, маркизу Альфреду Дугласу. Пропитанные тонкой иронией и эстетизмом, письма отражают чувственный путь — от ярости и разочарования до принятия и смирения. Порой даже кажется, будто он придумывает для себя реплики новой искрометной комедии: «…не могу допустить, чтобы ты прожил жизнь, неся на сердце тяжкий груз сознания, что погубил такого человека, как я».
Сборник автобиографических очерков Джека Лондона можно смело назвать пособием по бродяжничеству, из которого вы узнаете, как бесплатно путешествовать по поездам и определять людей, что дадут милостыню. Название сборника — «Дорога» — автором выбрано не случайно. События детства — это путь, который привел Джона Гриффита Чейни к писательству. Но годы бродяжничества и нищенского существования он описывает без тени горечи и жалости к себе. К примеру, выпрашивание подаяния для него было не унизительным способом заработка, а азартной игрой, побеги от проводников — приключенческой схваткой. Правда, наполненные юмором рассказы о суровых буднях говорят скорее не о безмятежности и легкости бытия американских нищих, а о невероятном мужестве человека, широко улыбавшегося жестокой реальности.
Читайте также
В творческом наследии Бунина «Окаянные дни» стоят особняком, обозначая не только рубеж его собственной писательской биографии, но и рубеж в истории России. Наблюдая революцию, Гражданскую войну, автор записывает свои мысли обо всем происходящем, не стесняясь в выражениях: «Красное офицерство: мальчишка лет двадцати, лицо все голое, бритое, щеки впалые, зрачки темные и расширенные: не губы, а какой-то мерзкий сфинктер». Оставаясь наблюдателем, он старается сохранить и непредвзятость к происходящему. Он обнаруживает беспомощность человека, который в ситуации трагических перемен может быть уверен только в одном — в своих собственных взглядах и убеждениях. «Окаянные дни» — не учебник по истории, но яркий и правдивый материал о нашем прошлом.
Приступать к автобиографической книге Франкла лучше всего после прочтения его главной книги «Сказать жизни "Да!"». Выживание в Освенциме перевернуло мировоззрение психолога и сделало его одним из величайших мыслителей XX века. Так, опыт озарений, которым он делится в этой книге, трансформирует восприятие читателя и в отношении всей его жизни. По большому счету, эта книга подводит черту в истории знаменитого психолога, заставшего эпоху Фрейда и Адлера и нашедшего свой профессиональный путь.
Публикацией книги о кругосветном путешествии королевы детектива с мужем мы обязаны внуку Кристи, который обнародовал забытые письма своей бабушки. 28-летняя Агата, тогда еще только начинавшая писательскую карьеру, с живостью и восхищением пишет о своей любви к мужу — полковнику Арчибальду Кристи, об оригинальной попытке лечиться от укачиваний с помощью алкоголя и занятиями серфингом. Интересно, что ради десяти месяцев, проведенных на пароходе «Замок Килдонан», молодая пара оставила дома двухлетнюю дочь, — впрочем, это вполне понятно, ведь путешествия тогда занимали куда более длительное время, чем сегодня, и отправиться в поездку мог далеко не каждый человек. Кстати, на борту Кристи бралась не только за ручку и бумагу, но и за фотоаппарат, которым она зафиксировала значимые встречи, бытовые сцены, прекрасные ландшафты.
Читайте также
Трудно найти танцовщицу, которая была бы так же, как Матильда Кшесинская, известна прежде всего своей личной жизнью, а не творческими заслугами. От этого и интерес к ее воспоминаниям зачастую связан именно со скандальным романом между ней и императором Николаем II. Тем не менее не только этой историей любопытны дневники Кшесинской. В них вы обнаружите не образ избалованной славой и мужским вниманием балерины, а историю женщины, переживающей неразделенную любовь. Интересно и то, как хорошо передан в ее записях дух эпохи — субъективный, но очень правдоподобный. Особенно это понравится тем, кто вздыхает о безвозвратно утерянной царской России.