Блог
Storyport

Между явью и сновидением: ускользающая Мэрилин Монро

Поделиться в социальных сетях

«Я никогда никого не обманывала. Но я позволяла людям обманываться. Они не очень старались узнать, кто я на самом деле. Зато легко придумывали меня»: прозаик и публицист Александра Гусева рассказывает о Мэрилин Монро, про которую ничего нельзя сказать наверняка.

Между явью и сновидением: ускользающая Мэрилин Монро — блог Storyport

Фотография: Грин Милтон

«Жизнь подходит все ближе, когда я хочу умереть», — напишет в одном из своих стихотворений Мэрилин Монро. 1 июня 2021 года «самой одинокой девушке в Голливуде» исполнилось бы 95 лет — Мэрилин не прожила и половины этого срока. Тем не менее ее мифологизированный образ — смешливая блондинка с распахнутым взглядом и алым ртом — по-прежнему тиражируется с размахом: например, относительно недавно выходила обложка журнала Vogue, где под нее загримировали Ким Кардашьян, а в Чикаго появилась масштабная инсталляция «Мэрилин навсегда». Впрочем, мир по-прежнему загипнотизирован не только внешним образом Монро, но и ее поиском собственной подлинной личности: роковая соблазнительница, протофеминистка, неприкаянная сиротка, трудолюбивая ученица, даровитая драматическая актриса — вопрос о том, какой была Монро на самом деле, остается открытым. И нам приходится только воображать ответ.

Фотография: Сэм Шоу

Прекрасное дитя

Летом 1926 года рыжеволосой «флэпперше» Глэдис Монро пришлось временно отказаться от вечеринок: в ее «ревущие двадцатые» ворвалась новорожденная Норма Джин Бейкер. При крещении Глэдис дарит ей фамилию первого мужа — с настоящим отцом девочка не познакомится никогда; его место займет фантазия о знаменитом актере Кларке Гейбле. Правда, со своей матерью Норма Джин тоже нечасто видится: отсутствие денег и собственного жилья вынуждает Глэдис отдать дочь в приемную семью Болендеров, добропорядочных супругов, считающих алкоголь и кинематограф происками Дьявола. Спустя семь лет Норма Джин и Глэдис наконец воссоединятся: во времена Великой депрессии работа Монро-старшей (монтажницы на студии Columbia Pictures) оплачивалась очень хорошо, так что ей удалось купить двухэтажный дом неподалеку от Голливудского бульвара. Теперь вместо молитв Норма Джин разучивает песни из кинолент и обедает в кафе-мороженом — до тех пор, пока Глэдис не настигает нервный срыв: наследственное безумие добралось и до нее. Девочка попадает в сиротский дом.

Будучи фанаткой культовой «платиновой блондинки» Джин Харлоу, Грейс мечтает, что однажды ее воспитанница, чья внешность так привлекает чужие взгляды, тоже превратится в суперзвезду.

Пока Монро-старшая кочует по лечебницам, Норма Джин кочует по родственникам и приемным семьям, в которых то и дело подвергается домогательствам. Время от времени девочку забирает к себе Грейс Мак-Ки, близкая подруга матери, ставшая ее официальным опекуном. Будучи фанаткой культовой «платиновой блондинки» Джин Харлоу, Грейс мечтает, что однажды ее воспитанница, чья внешность так привлекает чужие взгляды, тоже превратится в суперзвезду — несмотря на заикание и неприкаянность. Отпечатки ладоней Харлоу, оставленные на плите перед Китайским театром Граумана, завораживают Норму Джин: ей хочется оставить такие же.

Труженица Норма Джин

Замужество — единственный шанс шестнадцатилетней Нормы Джин не вернуться в детдом: Грейс с мужем решила переехать в другой штат и брать ее с собой не собиралась. Избранником беспризорницы оказался соседский парень Джеймс Догерти. Как и следовало ожидать, «идеальной жены» из нее не вышло: обворожительная и легкомысленная, миссис Догерти, едва ли имевшая представление о семейной жизни, была неизменным центром внимания хоть в серферской тусовке на побережье в Лос-Анджелесе, хоть на острове Каталина среди новобранцев, чем нервировала супруга.

В 1944 году Джеймс отбыл на военную службу в Тихий океан, пообещав Норме Джин счастливое будущее. Чтобы справиться с одиночеством, она поселилась в доме его родителей и устроилась на авиационный завод — красить фюзеляжи и проверять парашюты. Здесь ее обнаружит фотограф Дэвид Коновер, снимающий репортаж «Женщины в тылу»: за пять долларов в час будущая кинозвезда, уже осветлившая каштановые локоны, весело улыбается ему в камеру. Через месяц Норма Джин бросит работу и дебютирует как модель в агентстве Blue Book — вскоре ее фотоснимки будут опубликованы в самых престижных американских журналах и календарях. С Догерти она разведется.

Кадр из фильма «Леди из кордебалета» (1948 год)

Старлетка мисс Монро

16 июля 1946 года золотоволосая Норма Джин заглянула в кабинет Бена Лайона, менеджера кинокомпании 20th Century Fox, — спустя десять дней популярная модель получает новое имя (на выборе настоял Лайон, когда-то влюбленный в актрису мюзиклов Мэрилин Миллер) и первый контракт в жизни. Предсказание Грейс Мак-Ки перестало казаться блажью.

Теперь дни мисс Монро были расписаны по минутам: киностудия обеспечила ей — и сотням других старлеток — занятия танцами, пением и актерским мастерством, которые она исправно посещала. Впрочем, со съемками у Мэрилин не складывалось: несколько месяцев ее не приглашали даже в массовку, а когда наконец сняли в картине «Опасные годы», то в титрах не указали имени. Осенью 1947 года Лайон расторгает контракт с Мэрилин, однако бойкая старлетка сдаваться не собирается: она продолжает оплачивать классы в актерской студии (гонорарами с фотосъемок) и заводит дружбу со стариком Джозефом Шенком, первым президентом 20th Century Fox, который платит за нее в ресторанах и знакомит с влиятельными друзьями.

«Голливуд может быть очень безжалостным! Сколько мужчин там пользуются беспомощными и одинокими девушками, которые готовы на все, лишь бы сниматься в кино!.. Мне это знакомо — у меня не было ни еды, ни крыши. И я спала с продюсерами. А что? Зачем лгать, будто я того не делала?»

«Мне это знакомо — у меня не было ни еды, ни крыши. И я спала с продюсерами. А что? Зачем лгать, будто я того не делала?»

Вскоре Мэрилин Монро встречает Наташу Лайтес, преподавательницу по актерской игре, которая станет для Монро крестной феей кинематографа. Лайтес добудет ей главную роль в мюзикле «Хористки» (в котором Монро наконец заметят кинокритики), вложит немало ресурсов в ее публичный имидж и познакомит с легендой русского театра Михаилом Чеховым. Благодаря его частным урокам Мэрилин вызубрит дюжину пьес и загадает сыграть роль Грушеньки из «Братьев Карамазовых». Чехов будет умолять ее не размениваться на все подряд: помимо «эротических токов» режиссер отметит в Мэрилин впечатляющий актерский потенциал.

Тем не менее, вновь оказавшись «на улице», Мэрилин соглашается на любые предложения — в том числе на откровенную фотосессию, которую однажды опубликуют в Playboy. Ну а по вечерам после съемок платиновая блондинка в розовом свитере из ангоры садится в кафе, заказывает бокал шампанского и открывает увесистый роман Пруста (или Достоевского, или Мильтона, или Флобера). Монро любит свои «университеты» — позднее в ее библиотеке насчитают четыреста с лишним книг.

Кадр из фильма «Асфальтовые джунгли» (1950 год)

Звезда родилась

1949 год — время, когда желание Монро наконец исполнилось: в послевоенные годы американская киноиндустрия остро нуждалась в сногсшибательной комедиантке с певучим голосом, способной пошутить о национальных страхах, сыграть любовь к роскоши и превознести классическую маскулинность. Случайное предновогоднее знакомство с Джонни Хайдом, владевшим крупнейшим актерским агентством, обернулось для актрисы чередой фатальных метаморфоз. Несколько неприметных пластических операций, новые прическа и гардероб, эпизодические съемки со знаменитым Граучо Марксом — и вуаля: благодаря своему покровителю Мэрилин купается во внимании кинопродюсеров. Так, в картине «Асфальтовые джунгли» ее впервые заметил писатель Трумен Капоте, дружба с которым продлилась до конца ее жизни. Именно образ Мэрилин лег в основу повести «Завтрак у Тиффани» — игра Одри Хепберн писателя не впечатляла. Между тем за обликом игривой и улыбчивой светской кинодивы Капоте разглядел аутентичный талант к перевоплощению, который едва ли интересовал и публику, и режиссеров.

В картине «Асфальтовые джунгли» ее впервые заметил писатель Трумен Капоте, дружба с которым продлилась до конца ее жизни. Именно образ Мэрилин лег в основу повести «Завтрак у Тиффани» — игра Одри Хепберн писателя не впечатляла.

Нарочитая сексуальность Монро — выбеленные волосы, пухлые губы, накрашенные красной помадой Revlon, магнетический взгляд и облегающая одежда — и вправду мгновенно стала ее визитной карточкой, хотела Мэрилин этого или нет. Чтобы заманить в кинотеатры зрителей, прилипших к телевизорам, кинобоссы предлагают ей однотипные роли во всевозможных фильмах (от драмы «Все о Еве» до комедии «Мартышкин труд») — залы неизменно набиты битком. Отныне «пин-ап королева» получает несколько тысяч писем в неделю, и ее все чаще сравнивают с любимицей Грейс — Джин Харлоу, чей парикмахер, к слову, красит теперь завитки Мэрилин.

Кадр из фильма «Можешь не стучать» (1952 год)

Душечка и Волки

Скоропостижная смерть Хайда едва не стоила Мэрилин жизни: потрясенная утратой любимого наставника и друга, актриса попыталась покончить с собой. Тем не менее, несмотря на отсутствие завещания, в котором упоминалась бы Монро, Хайд успел позаботиться о ее будущем: Мэрилин заключила с 20th Century Fox семилетний контракт, согласно которому ее профессиональная жизнь неукоснительно подчинялась киностудии. Где сниматься, что о себе рассказывать (так в интервью появляется легенда о «сиротке» Монро, в то время как лечение Глэдис оплачивается актрисой из собственного кармана), на каких мероприятиях появляться — за семьсот долларов в неделю Мэрилин Монро превращается в марионетку, которой нельзя болеть и импровизировать. Между тем ее мучит бессонница и подводит память: пытаясь не выбиваться из рабочего графика, актриса экспериментирует со снотворным.

Впрочем, Мэрилин не оставляет попыток сыграть кого-то, кроме блондинки в атласном платье, напевающей о бриллиантах. После неудачной роли в фильме «Можешь не стучать» (образ душевнобольной, столь пугающий Мэрилин в жизни, ей не удался) Монро демонстрирует «альтернативный» потенциал в триллере «Ниагара» и производит хорошее впечатление на звезд первой величины. Правда, продюсеры в 20th Century Fox продолжают настаивать на своем: ее комедийные роли приносят киностудии больше денег, а выбрать проект по своему вкусу Мэрилин не имеет права. Несмотря на обилие титулов и наград, Монро бунтует против затянувшейся несвободы: сперва ежедневно опаздывает на съемки, потом и вовсе не появляется на площадке, отказываясь играть одни и те же роли.

Конфликт Мэрилин и 20th Century Fox развернулся на первых полосах газет, но вскоре был замят (а ее гонорар — увеличен в десятки раз) благодаря ее свадьбе с культовым бейсболистом Джо Ди Маджо. Медовый месяц Монро совмещает с гастролями по Корее, где выступает перед тысячами американских морских пехотинцев; приземлившись в Японии, молодожены попросту не могли выйти из самолета: гудящая толпа высыпала на взлетную полосу. Их короткий брак завершился после картины «Зуд седьмого года»: ревнивый Джо Ди Маджо застал съемки знаменитой манхэттенской сцены, в которой Монро стоит над вентиляционной решеткой в шифоновом белом платье. Роль «американской домохозяйки», навязанную спортсменом, ранимая и импульсивная Монро исполнять не хотела, чем вызвала негодование со стороны фанатов их звездной пары.

Несмотря на обилие титулов и наград, Монро бунтует против затянувшейся несвободы: сперва ежедневно опаздывает на съемки, потом и вовсе не появляется на площадке, отказываясь играть одни и те же роли.

В 1953 году — когда движение #Metoo было невозможно по определению — Монро опубликовала громкую статью «Волки, которых я знала», где обличила голливудский патриархат: принимая правила игры, установленные мужчинами, актрисы регулярно подвергались домогательствам — в обмен на заветные роли. «Волки» суетились вокруг Мэрилин всю ее жизнь, и она не раз пыталась освободиться от их повсеместного влияния. Так, разорвав отношения с 20th Century Fox, Монро — по дружескому совету фотографа Милтона Грина — основала собственную продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions, чтобы с ней «считались» (к слову, грандиозную вечеринку, устроенную по этому поводу, посетили Фрэнк Синатра и Марлен Дитрих). Кроме того, борясь с несправедливостью на «фабрике грез», Мэрилин не упускала возможности поддержать талантливую коллегу — так, например, благодаря ее личному вмешательству на сцене популярного клуба Mocambo впервые выступила певица Элла Фицджеральд.

Кадр из фильма «Автобусная остановка» (1956 год)

Неприкаянная

Избавившись от диктатуры 20th Century Fox, Мэрилин перебирается в Нью-Йорк. В отличие от Лос-Анджелеса, кишащего малыми и большими звездами, здесь можно затеряться в толпе: накинув платок и плащ, Монро выходит из своего номера и пропадает на шумных улицах Манхеттена. Теперь ее жизнь состоит из частных уроков актерского мастерства, долгих прогулок и психоанализа: Мэрилин зачитывается Фрейдом и пытается «дойти до самой сути» своих переживаний во время сеансов с доктором. Сперва внимательное изучение потаенных страхов и травм ей будто бы помогает — к тому же к «теневой» стороне актрисы взывает и прославленный педагог Ли Страсберг, культивирующий ее нервозность в процессе обучения. Воспевая ее уникальный дар, Страсберг, впрочем, неплохо себя разрекламировал и внушил Мэрилин, что без него или его жены Паулы, с которой у нее сложились близкие отношения, Монро не справится.

Между тем благодаря Капоте у Мэрилин появляется еще один важный учитель — легендарная английская актриса Констанс Колльер, успевшая поработать с Монро за несколько месяцев до своей смерти. Колльер представляет ее в роли «изысканнейшей Офелии» и уповает на то, что однажды Монро высвободит свой «странный и милый» талант:

«По-моему, она вообще не актриса в традиционном смысле. То, что у нее есть — эта эманация, свечение, мерцающий ум, — никогда не проявится на сцене. Это так хрупко, нежно, что уловить может только камера. Как колибри в полете: только камера может ее запечатлеть. А если кто думает, что эта девочка — просто еще одна Джин Харлоу, он сумасшедший».

Несмотря на усердное обучение, Мэрилин словно потеряла равновесие: в газетах вовсю высмеивали ее обретенную самостоятельность, затуманенное сознание разъедала тревога, а компании Marilyn Monroe Productions срочно требовались деньги. Впечатленная прибылью от ее последней картины, студия 20th Century Fox вновь предложила Мэрилин контракт: сто тысяч долларов за каждый фильм, кино, снятое ее собственной компанией, право выбирать сценарий и режиссера. Она согласилась. Первый же фильм «Автобусная остановка» принес Монро несколько престижных номинаций и знакомство с английской королевой, но удовлетворения она не получила: костюм был другим, но героиня будто осталась прежней.

Мэрилин, официально сменившая имя в паспорте, постоянно ищет чужого взгляда, который бы засвидетельствовал ее суть, определил бы, кто она есть на самом деле.

Зрители, педагоги, любовники, «зрачок» камеры — Мэрилин, официально сменившая имя в паспорте, постоянно ищет чужого взгляда, который бы засвидетельствовал ее суть, определил бы, кто она есть на самом деле. В одиночестве Мэрилин с трудом себя идентифицировала, а рядом с другими как будто и вовсе теряла связь со своим «я». Под присмотром психоаналитика Ральфа Гринсона актриса превращается в потерянного ребенка. Рядом с поклонниками она — «счастливая девушка, которую любят мужчины», а рядом с кумиром американских интеллектуалов Артуром Миллером, которого Мэрилин между делом спасает от обвинений в антиамериканской пропаганде, — новоиспеченная иудейка, жаждущая размеренной семейной жизни. Несколько месяцев Монро и вправду живет в счастливом браке, в котором ее принимают «на равных»: сняв дом на Лонг-Айленде, писатель и актриса гуляют на побережье, слушают пластинки, угощают гостей и подолгу разговаривают друг с другом. Мэрилин ладит с его детьми и даже начинает готовить: хлеб и лапша с чесночным соусом — ее фирменные блюда.

Впрочем, малейшее нервное напряжение оборачивается срывом для забеременевшей Мэрилин: без снотворного она не может заснуть, без стимуляторов — проснуться. Ситуацию усугубляют и съемки картины «Принц и хористка» — единственного проекта ее продюсерской компании в 1956 году. Культовый британский актер Лоуренс Оливье, исполняющий главную роль, с американской «выскочкой» постоянно спорит. Так, одно ее появление на площадке превращает классическую английскую пьесу в американское развлекательное кино — игра становится пыткой для них обоих. Кроме того, на съемках неизменно присутствует Паула Страсберг, чьи комментарии раздражают других актеров. Снисходительное отношение Оливье выбивает почву у нее из-под ног — Мэрилин злоупотребляет барбитуратами и теряет ребенка на раннем сроке. Тем не менее фильм выйдет в прокат и будет удостоен нескольких кинонаград.

Следующая беременность Мэрилин прервется тоже. Пытаясь помочь ей справиться с депрессией, Артур Миллер пишет сценарий «Неприкаянные», в котором придумывает героиню специально для нее. Тем временем, выйдя из больницы, Монро соглашается на съемки в картине «В джазе только девушки». Несмотря на успех киноленты (роль принесет Мэрилин премию «Золотой глобус»), привычный образ дается ей нелегко: актриса забывает реплики, выглядит «неопрятной» (макияж ей наносят, пока она пробуждается ото сна) и опаздывает на съемки. И все-таки один из знаковых эпизодов в фильме — когда Душечка эффектно появляется на перроне в облаке пара — придумала именно Монро.

Фотография: Сэм Шоу 

Последние сновидения

Позднее Миллер признается, что спасти Монро ему оказалось не по силам: она искала в нем защиты надежного взрослого, который рассказал бы ей, что к чему. Нервный, измотанный Миллер эту роль отыграть не смог, и они расстались. После съемок в музыкальной комедии «Давай займемся любовью» Монро приступила к работе над «Неприкаянными», где фактически сыграла собственную жизнь. Напарником Мэрилин стал актер Кларк Гейбл — тот самый воображаемый папа из ее детства. Их скоротечные близкие отношения случилась за несколько месяцев до его смерти — уход Гейбла стал для Мэрилин ударом.

Взяв перерыв, чтобы восстановить душевное и физическое здоровье (из психиатрической лечебницы ее вызволит Джо Ди Маджо, с которым она возродила дружбу), Мэрилин приняла решение о переезде в Калифорнию. Собственное жилье, по мнению доктора Гринсона, могло бы обеспечить ей состояние безопасности — на деле же Монро с трудом переносила новое одиночество на роскошной вилле, которое скрашивала разве что любимая собака.

Собственное жилье, по мнению доктора Гринсона, могло бы обеспечить ей состояние безопасности — на деле же Монро с трудом переносила новое одиночество на роскошной вилле, которое скрашивала разве что любимая собака.

Участие в съемках «Что-то должно случиться» обернулось для нее очередным скандалом: постоянное недомогание актрисы студия 20th Century Fox расценила как притворство и работу с ней приостановила. Масла в огонь подливали и ее таинственные отношения с братьями Кеннеди, о которых судачили в желтой прессе. Казалось, обессиленная Мэрилин сдалась и могла выдавать на-гора только то, чего от нее неизменно ждала публика. Так, исполнение песни на дне рождения президента стало кульминацией образа «идеальной» Мэрилин Монро — скинув белую шубку, актриса предстала перед полным залом в облегающем блестящем платье с глубоким вырезом. Оно смотрелось как вторая кожа.

«Я никогда никого не обманывала. Но я позволяла людям обманываться. Они не очень старались узнать, кто я на самом деле. Зато легко придумывали меня. И я готова поспорить с ними. Они любят меня такую, какой я никогда не была. А когда они обнаружат это, то обвинят меня в обмане».

5 августа 1962 года домработница обнаружила Монро в спальне — с зажатой в руке телефонной трубкой. Казалось, она просто заснула — так крепко, что не услышала, как барабанят в дверь. Известно, что за несколько недель до смерти Мэрилин задумала сыграть в биографическом фильме о Джин Харлоу — которая тоже долгожительницей не стала.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами