Блог
Storyport

Советская парижанка, муза русского авангарда: как Лиля Брик стала иконой стиля XX века

Поделиться в социальных сетях

11 ноября 2021

Советская парижанка, жена Осипа Брика и главная любовь Маяковского; ее всю жизнь окружали самые талантливые люди. Она же в ответ поражала современников умением держаться, жить. Чуть сутулая, с неидеальной фигурой, она тем не менее пленяла мужчин. Харизма? Обаяние? Стиль? Пожалуй, совокупность факторов.

Советская парижанка, муза русского авангарда: как Лиля Брик стала иконой стиля XX века — блог Storyport

Советская парижанка, муза русского авангарда: как Лиля Брик стала иконой стиля XX века

Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает об удивительной Лиле Брик.

Фотография Лили Брик и Владимира Маяковского // Источник: litfund.ru

«Лиля, Ося, я и собака Щеник»

О Лиле Брик заговорили, когда в 1914 году посреди военного Петрограда она вместе с первым мужем — литератором Осипом Бриком — открыла в своей квартире салон для творческой интеллигенции. Там собирались поэты, писатели, художники, там ей посвящали поэмы, предлагали главные роли в кино, писали ее портреты. Однажды туда зашел Маяковский.

Сожительство Лили Брик с двумя мужчинами сразу — общеизвестный факт, с советских времен не упоминаемый в учебниках литературы. Кажется, что-то постыдное в этом видели все, кроме самих участников и их близкого окружения. Брик по этому поводу писала: «Только в 1918 году я могла с уверенностью сказать О. М. [Осипу Максимовичу] о нашей любви… Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями». Маяковский об их совместной жизни в двух предложениях написал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. / Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».

Сожительство Лили Брик с двумя мужчинами сразу — общеизвестный факт, с советских времен не упоминаемый в учебниках литературы. Кажется, что-то постыдное в этом видели все, кроме самих участников и их близкого окружения.

Лиля Брик в балетной пачке // Источник: litfund.ru

«Купи голубые бусы, если их еще носят»

Благодаря сестре Эльзе Триоле даже в самые сложные годы Лиля выглядела роскошно. Граница между капиталистическим Западом и Советским Союзом была почти непреодолима для всех, но такие иконы стиля, как Брик, границ не ведают: сестры-модницы поддерживали непрерывную связь между Парижем и Москвой, постоянно обмениваясь посылками. В Москву летели чулки, косметика, духи, наряды от главных французских кутюрье и свежие новости моды. Помогал Лиле и Маяковский: «Купи голубые бусы, если их еще носят», — писала она любовнику, бывшему в Париже. Впрочем, и без этих посылок она выглядела бы прекрасно, ведь главное в ее стиле — фантазия, которая никогда не подводила.

В 1921 году, после Гражданской войны, когда в магазинах не было тканей и модной одежды, она сама придумывала себе костюмы. Однажды сшила платье из узбекской набивной ткани, украсив его пуговицами из ракушек, а пальто сделала из портьеры с бахромой — и выглядела во всем этом очень стильно. Соседка Брик по квартире в Водопьяном переулке, Мэри Талова, вспоминала: «Лили Юрьевну я запомнила такой, какой ее видела в первый раз. Рыжая шевелюра, рыжее платье, на руках рыжий котенок. Что ни день, она меняла наряды. Подол ее платья никогда не был горизонтальным, а либо с фестонами, либо один бок нарочно длиннее другого, либо юбка с хвостом».

Сестры — Лиля Брик и Эльза Триоле // Источник: litfund.ru

Муза русского авангарда

Как-то, находясь на даче, гуляя по Пушкино, она встретила знаменитую модистку Надежду Ламанову. Увидев на Лиле необычное платье из ситцевых платков, Надежда Петровна пришла в восторг. Лиля Юрьевна привела ее к себе на дачу, сняла платье и подарила ей, а вместе с платьем и свою идею. Кстати, именно Лиля Юрьевна познакомила Париж с работами Ламановой двадцатых годов. Это было в 1924 году, когда вместе со своей сестрой Эльзой Триоле Лиля Брик на двух вечерах газеты Ce Soir демонстрировала платья Ламановой с вышивками в русском стиле и вологодским кружевом. Эти наряды так впечатлили гостей, что о них даже писали в прессе. Уже через год работы Ламановой и Прибыльской в народном стиле получат гран-при на Всемирной выставке в Париже. Есть ли в этой победе вклад Лили Брик? Отчасти.

Кстати, туалеты от Ламановой Лиля Брик носила не только в Париже — в Москве она даже демонстрировала их в качестве модели в «Ателье мод». Показы, впрочем, устраивались и на выезде. Лучшие танцы были в ресторане «Эрмитаж». Туда направляли манекенщиц демонстрировать одежду и танцевать. Лиля Брик хорошо танцевала и принимала участие в этих показах вместе с моделями.

Внешность и стиль Лили подтверждали ее негласное звание «музы русского авангарда». Романтичным узорам в цветочек Брик предпочитала геометрию. В платке с конструктивистским принтом Любови Поповой и в костюме из джерси она позировала для, пожалуй, самого знаменитого своего изображения — плаката Родченко и Маяковского, рекламировавшего Лениздат. Кстати, на Всемирной выставке 1925 года в Париже этот плакат тоже побывал.

Внешность и стиль Лили подтверждали ее негласное звание «музы русского авангарда». Романтичным узорам в цветочек Брик предпочитала геометрию.

Она была эпатажна во всем и, между прочим, стала первой женщиной в Советском Союзе, начавшей носить брюки. Она могла завязать галстук и сделать косой пробор на короткой стрижке, когда работала на киностудии над фильмом. Не боялась металлического блеска и время от времени носила такие экстравагантные наряды.

Еще она мечтала об автомобиле и упрашивала Маяковского раздобыть его. У кинорежиссера Льва Кулешова был «Форд», и Лиле Юрьевне очень нравилось рассекать в нем по городу, распугивая извозчиков и лошадей. Маяковский сдался и на большой французский гонорар от работы с режиссером Рене Клером купил для Лили «Рено». Она увлеклась автомобилем не на шутку и, разумеется, сшила для езды специальный наряд.

Фотография «Лиля Брик читает газету „Правда“» // Источник: litfund.ru

Государство Лили Брик

До последних дней Брик сохраняла верность стилю. Роскошные и эпатажные наряды, французские духи, неизменный макияж с нарисованными бровями. Она позволяла себе то, что не мог себе позволить никто в Советском Союзе. Впрочем, она жила в какой-то другой стране. Советского Союза для нее не существовало, она жила в государстве Лили Брик.

В восемьдесят четыре года она познакомилась с Ивом Сен-Лораном. Они быстро стали друзьями, именно с ее легкой руки он назвал своего мопса Мужиком. Ив вместе с Пьером Берже нередко посещали Советский Союз. Кутюрье восхищался русской культурой, но внешний вид советских женщин наводил на него тоску. «Унылое зрелище, — сказал Ив Сен-Лоран директору своего модного дома Пьеру Берже, ожидая пересадки в аэропорту Шереметьево, — никогда не видел такого количества толстых женщин в черном. Не на ком глаз остановить. Вот разве что на той элегантной даме в зеленой норковой шубке. Видимо, от Диора?» Шуба действительно была от Диора, а «той элегантной дамой» была Лиля Брик.

Она добровольно ушла из жизни в 1978 году, прикованная к постели после перелома шейки бедра. Ей было 86 лет. В день кремации на ней было домотканное украинское платье, подаренное Сергеем Параджановым, золотые сандалии и духи Opium от Ива Сен-Лорана.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами