Блог
Storyport

Как комиксы захватили мир: от греческих амфор к «Человеку-пауку»

Поделиться в социальных сетях

31 января 2020

Про основные этапы развития истории американского и европейского комикса рассказывает основатель и главный редактор интернет-издания «Rara Avis. Открытая критика» Алена Бондарева.

Погрузиться в историю — блог Storyport

Как комиксы захватили мир: от греческих амфор к «Человеку-пауку»

Удивительно, но комиксы и графические романы до сих пор вызывают яростные споры. Кто-то пренебрежительно называет их чтивом, детской игрушкой, другие закатывают глаза и рассуждают о них как о девятом виде искусства. В пользу последних говорят поп-арт (Энди Уорхол и другие художники активно использовали приемы комикса в своих работах) и современный кинематограф, который постоянно черпает в графических романах идеи да и просто экранизирует культовые истории («РЭД», «Люди Х», «Хранители», «Человек-паук» и так далее). И даже литература давно была скомпрометирована. Многие писатели, понимая все плюсы жанра, стремятся не только сочинять романы, но и создавать комиксы.

Наверное, поэтому современная комикс-индустрия особенно широка и великолепна. Здесь есть журналы для детей, отдельные направления для подростков, многосерийные выпуски для любителей детективов, хорроров, супергероики, фантастики; нон-фикшен, комикс-биографии знаменитостей, графические адаптации классических книг, авторские романы, стрипы (коротенькие рассказы в три-четыре кадра, которые обычно печатают в газетном «подвале», вроде тех, что делает для The Guardian британский художник Том Голд), веб-работы и многое другое.

Поэтому вопрос о том, как комикс, этот «кинематограф для бедных» (меткое выражение итальянского художника Уго Пратта, автора легендарного «Корто Мальтезе»), покорил мир, более чем закономерен.

Предыстория комикса

Сегодня существует масса книг, статей и онлайн-курсов, посвященных истории жанра. Но относительно момента возникновения первых комиксов показания, как говорится, расходятся. Ведь все зависит от того, что уже называется комиксом, а что нет. Если комикс понимается широко, как последовательный рассказ в картинках, то правы те, кто утверждает, что он восходит к наскальной живописи, египетским папирусам, греческим амфорам и барельефам. Существует даже мнение, что одним из поворотных произведений этого типа стала римская тридцативосьмиметровая колонна Траяна (в 113 г.). Она подробно повествует о войне империи с даками.

Если же полагать, что важны не только картинки, но и подписи, тогда интересной выглядит версия французского коллекционера Донасьена де Рошамбо, который считает, что первым европейским комиксом стал гобелен из Байё (конец XI века). Его подробные изображения и надписи прославляли норманнских победителей Англии в битве при Гастингсе.

Однако сюжетные картинки, текст – тоже не все. Важны и детали. Например, филактеры – словесные «пузыри» – появились в портретной живописи только в XIII веке. В то далекое время они выглядели как текстовые ленты, струящиеся из уст библейских святых.

Прадедушка и дедушка комикса

Впрочем, когда речь заходит о конкретных именах, взгляды любителей комикса теплеют и версии начинают сходиться.

Прадедушкой жанра называют английского художника Уильяма Хогарта (1697–1764), он создавал как отдельные гравюры, так и целые серии, объединенные общей темой, бичующей пороки современного ему общества. Самые известные многосерийные работы «Карьера проститутки», «Карьера мота» и «Модный брак».

Серьезный этап развития комикса был связан с ростом газетного и журнального дела. Издатели увидели в карикатурных картинках с продолжением большой потенциал.

Так, английский живописец Томас Роулендсон (1756–1827) прославился иллюстрациями к юмористической поэме Уильяма Комба про доктора Синтакса. Эти истории печатались в газете с 1812 по 1821 год. А после смерти художника вышли отдельным томом.

«История господина Жабо», странного человека, выдающего себя за светского льва, напечатанная в 1833 году, произвела впечатление на самого Гёте и считается одним из первых комиксов.

Еще одним предтечей комикса называют швейцарского писателя, художника и педагога Родольфа Тёпфера (1799–1846). Его «История господина Жабо», странного человека, выдающего себя за светского льва, напечатанная в 1833 году, произвела впечатление на самого Гёте и считается одним из первых комиксов (рисунки располагались друг за другом и сопровождались комментариями).

А в 1865 году свет увидело самое популярное сочинение XIX века в картинках «Макс и Мориц» немецкого художника и поэта Генриха Христиана Вильгельма Буша (1832–1908). Семь новелл в стихах про двух сорванцов, подкрепленные последовательными черно-белыми иллюстрациями (у нас эта поэма известна в переводе Константина Льдова), переиздавались несколько раз и постоянно переводились на другие языки.

Как комикс стал современным

Однако более или менее привычный вид комикс приобрел только через 30 лет, благодаря развитию полиграфии и распространению в Америке. В 1892 году на страницах газеты New York Journal, принадлежащей медиамагнату Уильяму Рэндольфу Херсту, был напечатан первый американский комикс «Медвежата и тигр».

А уже в 1895-м в газете New York World (ей владел конкурент Херста Джозеф Пулитцер) художник Ричард Фелтон Аутколт (1863–1928) опубликовал историю Мики Дьюгана, лысого мальчика в желтой сорочке, получившего прозвище «Желтый малыш», – так появился первый цветной комикс. Поговаривают, что именно этот персонаж породил название «желтая пресса» (другая версия: газета выходила на желтоватых страницах). Аутколт ввел в употребление те самые баблы (филактеры), в которых печатались слова и мысли персонажей, а на одеянии Мики рисовал едкие или забавные комментарии, соответствующие ситуации.

Вскоре Аутколт ушел к Херсту в New York Journal, где после судебной тяжбы в 1902 году создал другого персонажа – Бастера Брауна. Мальчик из зажиточной семьи, одетый в консервативный костюм и обладавший хулиганским характером, тут же полюбился читателям.

Кадр из фильма «Приключения Тинтина: Тайна Единорога»

Детективы против супергероев

В 1920-е годы комикс пережил период бурного роста. В это время публиковались не только сатирические и злободневные стрипы и серии, но и детективы. В Европе и Америке появлялись все новые и новые персонажи.

С января 1929 года бельгийский художник Эрже (1907–1983), до сих пор считающийся непревзойденным мастером жанра, начал публиковать цикл историй о молодом репортере Тинтине и его забавном песике Милу, вместе с которым они путешествовали по миру и расследовали разные загадки.

По обе стороны океана комиксы становились все более популярными и самостоятельными. Большинство газет отказывались от черно-белых вариантов и полосных комиксов, выделяя рисованным историям целые приложения. Некоторые издательства даже выпускали отдельные журналы. Мир узнал новых героев: Микки Мауса, Спирита (Мстителя), детектива Дика Трейси и многих других.

Отправляясь на свои супергеройские дела, недотепа Кларк Кент надевает синий эластичный костюм с буквой «S» на груди и полностью перевоплощается. Кто бы мог подумать, что с выхода этого альбома начнется Золотой век комикса.

А в июне 1938 года случился бум, читатели познакомились с Суперменом. В линейке издательства Detective Comics (в дальнейшем просто DC) появился альбом писателя Джерри Сигела и художника Джо Шустера о пришельце с планеты Криптон, усыновленном земными родителями и теперь ведущем двойную жизнь. Отправляясь на свои супергеройские дела, недотепа Кларк Кент надевает синий эластичный костюм с буквой «S» на груди и полностью перевоплощается. Кто бы мог подумать, что с выхода этого альбома начнется Золотой век комикса.

В 1939-м DC запустило новую супергеройскую серию про Бэтмена, Человека – летучую мышь, ставшего таким же популярным, как и Супермен.

В том же году в группе компаний Timely Comics (в 1960-е годы получивших более знакомое нам название Marvel) под предводительством Мартина Гудмена появились такие герои, как Человек-факел и Нэмор Подводник. Примерно тогда же, как вы уже догадались, и началось многолетнее противостояние двух комикс-вселенных.

В Золотой век как грибы после дождя появились Чудо-женщина, Флэш и прочие хорошо известные персонажи.

Разумеется, Вторая мировая война сильно повлияла на формирование жанра. Комиксы активно использовались для пропаганды и поднятия военного духа. Супергерои боролись с нацистами. Тот же Marvel в 1941 году создал легендарного Капитана Америку, чья слава после войны постепенно сошла на нет (а теперь возродилась). Выходили и комиксы про забавных зверюшек, их задачей было отвлекать людей от тяжелых будней.

Впрочем, война отразилась в комиксе и не так однобоко. С 1980 по 1991 год Арт Шпигельман (р. 1948) создавал свой великий графический роман «Маус. История выжившего», в котором рассказал о холокосте и судьбе своего отца.

Кризис жанра

В начале 1950-х годов, с развитием телевидения и нового витка мультипликации, комиксы начали терять свою популярность. К тому же в Америке после заявления психиатра Фредерика Вертама (в 1954 году) о том, что жанр дурно влияет на молодежь, был принят Кодекс комиксов, четко обозначивший разрешенные и табуированные темы.

Многие издатели под давлением правительства вынуждены были его подписать. Однако не все авторы соглашались с такой диктатурой. Поэтому самиздат цвел пышным цветом. А интерес читателей к приторным супергероям (теперь им не разрешалось употреблять наркотики, быть чрезмерно жестокими и заниматься сексом) начал угасать, на смену им пришли истории про обычных людей.

В Европе, где всегда больше ценились авторские работы, также периодически появлялись культовые герои. Например, в 1959 году французы – художник Альбер Удерзо и писатель Рене Госинни – создали для детского журнала Pilote комикс про непобедимых галлов Астерикса и Обеликса.

Кадр из фильма  «Тёмный рыцарь»

Новая жизнь

В семидесятые, в так называемый Ренессанс комиксов, появились художники, которые много работали над стилем, рисовкой и текстом, делая жанр по-настоящему интеллектуальным. Рассказ о них потребует отдельной статьи, поэтому назову лишь некоторых.

В 1970-х итальянец Уго Пратт начал рисовать серию новелл про благородного и образованнейшего моряка Корто Мальтезе, который то и дело попадал в разные передряги, обожал женщин и хорошие книжки.

В 1976–1979 годах публиковался поистине магический и весьма запутанный многоуровневый «Герметический гараж» американца Мёбиуса.

В 1970–1980-х цензура в Америке ослабла. Наверное, в том числе и поэтому с 1985 по 1987 год читатели увидели «Мираклмена» Алана Мура, «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, «Мауса» Арта Шпигельмана, знаменитых и очень неоднозначных «Хранителей» Алана Мура и Дейва Гиббонса и другие графические работы.

А в 1990-е Кодекс был пересмотрен. И почитатели комиксов окунулись в мрачные истории антигероев и пороки их темного мира.

Что еще? Созданная в 2000–2003 годах черно-белая автобиография Маржан Сатрапи, показывающая исламскую революцию в Иране глазами ребенка, произвела много шума. Вообще, начиная с нулевых, интерес ценителей жанра перекинулся на штучные европейские графические романы, рассказывающие о политике, истории, реальной жизни и проблемах современных людей.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами