Блог
Storyport

Белоснежка, Аладдин и меч Скайуокера: невероятная история успеха компании Walt Disney

Поделиться в социальных сетях

30 января 2020

По просьбе Storyport кинокритик Дмитрий Барченков рассказывает о самых значительных событиях в истории «Мышиного дома» – одной из крупнейших корпораций индустрии развлечений.

Погрузиться в историю — блог Storyport

Белоснежка, Аладдин и меч Скайуокера: невероятная история успеха компании Walt Disney

Зарождение полнометражной анимации

История компании Walt Disney берет свое начало в 1923 году, когда два брата – Уолт и Рой – после ухода первого из компании Universal Pictures решили организовать студию мультипликации. Дебютным их героем был отнюдь не Микки Маус, а его условный генетический предшественник – нарисованный аниматором Абом Айверксом Кролик Освальд. Как о персонаже Disney о нем стали говорить совсем недавно, потому что вплоть до 2006 года права на Освальда принадлежали Universal. Там создавались первые работы Уолта, в том числе представившая кролика короткая анимация «Неприятности в троллейбусе». Не обладая правами на героя, братья Дисней превратили его в мышь и дали имя Микки. Он-то и стал символом новой компании.

Дела пошли в гору практически сразу. В 1932-м Disney уже забрала свой первый «Оскар» за анимационный сериал «Глупые симфонии», где впервые появились и другие ключевые диснеевские персонажи – Дональд Дак и Плуто. А в 1937-м выпустила и первый полный метр – «Белоснежку и семь гномов». За ней шли еще две знаковые работы – мультэкранизация сказки Карло Коллоди «Пиноккио» и экспериментальный (в чем-то даже авангардный) анимационный концерт «Фантазия». На счету последнего две премии «Оскар». Но тут началась Вторая мировая, которая внесла свои коррективы в планы компании.

Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»

Военный образовательный контент

Во время войны сотрудники Disney по просьбе государства начали делать образовательные фильмы. Такой, например, была заказанная министерством финансов короткометражная анимация «Новый дух» с Дональдом Даком в главной роли. Мультфильм должен был побудить зрителей, средних американцев, честно платить подоходный налог, который государство направляло на военные нужды. Студия трудилась и для самих военных: создавала учебные фильмы, разрабатывала специальные знаки отличия (на них появлялись узнаваемые персонажи) для конкретных воинских частей.

Несмотря на то что Уолт изначально боялся испортить имидж компании связью с пропагандой, Disney умудрилась даже выпустить серию высмеивающих нацистов короткометражек «Лицо Фюрера» в 1943-м. В том же году Дисней приобрел права на экранизацию ставшей бестселлером книги Александра Прокофьева-Северского «Воздушная мощь – путь к победе». Одноименный фильм, состоявший из анимированных сцен и речей самого Северского, по слухам, был положительно принят президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

Послевоенные успехи

В 1950-м растерянная после войны компания попробовала себя в кино – в прокат вышел первый игровой фильм Disney (и при этом первая цветная экранизация романа Роберта Льюиса Стивенсона) «Остров сокровищ». Критик Variety Томас М. Прайор назвал ленту «блестящим развлечением», поймавшим «дух произведения». За «Островом сокровищ» следовала основанная на одноименном романе Жюля Верна картина «20 000 лье под водой» режиссера Ричарда Флейшера. Фильм до сих пор считается одной из вершин диснеевского кинематографа. Параллельно продолжалась работа и над анимацией. Именно в те годы вышел еще один классический диснеевский проект – «Золушка». Ленте удалось забрать «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и специальную премию Венецианского.

В 1955 году на телеканале ABC состоялась премьера «Клуба Микки Мауса», того самого шоу, которое позже, в 1990-е, откроет всему миру Бритни Спирс, Кристину Агилеру, Джастина Тимберлейка и Райана Гослинга.

Также компания пробовала свои силы и в телевидении. В 1955 году на телеканале ABC состоялась премьера «Клуба Микки Мауса», того самого шоу, которое позже, в 1990-е, откроет всему миру Бритни Спирс, Кристину Агилеру, Джастина Тимберлейка и Райана Гослинга. А в 1957-м мир увидел и первый диснеевский сериал «Зорро», продержавшийся в эфире целых четыре года. Апофеозом крайне успешных для корпорации 1950-х стало строительство первого тематического парка «Диснейленд».

Для выбора места специально нанятая Уолтом исследовательская компания проанализировала рост населения, погодные условия и даже ту самую графу «Как добраться». Таким образом и была выбрана Калифорния. Открытие же, хоть и осложнилось техническими неполадками и бумом спекулянтов, транслировалось в прямом эфире по всей стране и привлекло фантастическое число посетителей – за первый месяц через двери парка прошло более полумиллиона человек.

Кульминация творчества Уолта Диснея, по мнению многих исследователей его творчества, пришлась на 1964-й, то есть на выход фильма «Мэри Поппинс», принесшего актрисе Джули Эндрюс ее первый и единственный «Оскар». Сложностям выпуска этой картины посвящена биографическая драма Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса» (2013) с Эммой Томпсон и Томом Хэнксом в главных ролях. В декабре 1966-го вместе со смертью Уолта Диснея закончилась первая эра «Мышиного дома».

Кадр из фильма «Мэри Поппинс»

Новая эпоха

После Уолта у руля остался его брат Рой. Под его руководством продолжали выходить радующие юного зрителя проекты – «Книга Джунглей» в 1967-м, «Коты-аристократы» в 1970-м. Новый фильм Роберта Стивенсона «Фольксваген-жук» (снова экранизация, на этот раз романа Гордона Бьюфорда «Машина, мальчик, девочка»), вышедший в 1968-м, подтверждал и киноавторитет компании. В 1971-м Рой умирает, а на смену ему приходят Кард Уолкер, Донн Татум и Рон Миллер. Последний был пасынком Уолта Диснея.

1980-е преподнесли компании неожиданную стагнацию – американский зритель устал от семейных фильмов и анимации. Disney попыталась выплыть с помощью создания нового лейбла Touchstone Pictures, под которым в 1984-м вышло повзрослевшее фэнтези Рона Ховарда «Всплеск». Ситуация осложнялась борьбой за власть в компании. Скорый распад Disney был очевиден даже для сотрудников низшего звена. Спасением стали Майкл Айснер (пробыл во главе компании до 2005 года) и Фрэнк Уэллс (президент Disney до 1994-го). Менеджеры начали мировую экспансию с подготовки к созданию собственного телеканала и концентрации сил в Touchstone.

Мышиная монополия

Кризис 1980-х продиктовал новую продюсерскую стратегию компании – политику агрессивных темпов. Disney начала срывать международные бокс-офисы. «Кто подставил кролика Роджера?», «Доброе утро, Вьетнам», «Трое мужчин и младенец», а позже и «Дорогая, я уменьшил детей», «Дик Трейси», «Действуй, сестра» и другие преодолели 100-миллионные рубежи кассовых сборов. Покупка компании Childcraft способствовала открытию собственных магазинов. Приобретение Miramax в 1993-м – развитию корпорации в сфере независимого кино, а телеканала ABC в 1996-м – и во взрослом телевидении.

Среди анимации 1990-х тоже одни победы – сегодня считающиеся классикой «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин» и, наконец, «Король лев». К слову, из первой сейчас собираются сделать киноверсию, а фильмы-ремейки остальных уже побывали на широких экранах. Многие из этих и последующих мультфильмов Disney также превращались и в театральные мюзиклы, которые до сих пор идут на сценах главных мировых столиц.

Самые же значительные коммерческие успехи ждали компанию в новом веке. Помимо запуска сверхприбыльных «Пиратов Карибского моря», которые потом более 10 лет приносили Disney сотни миллионов долларов, сотрудничество с компанией Pixar в рамках создания мультфильма «Корпорация монстров» обернулось покупкой и этой студии в 2006-м. А в 2009-м случилось ключевое решение Disney – о покупке реанимированной продюсером Кевином Файги компании Marvel. В 2012-м корпорация забрала под свое крыло и Lucasfilm, то есть две многолетние франшизы – «Звездные войны» и «Индиана Джонс».

Финалом войны за мировое господство с такими гигантами, как Universal Pictures и Columbia Pictures, стала без перебоя обсуждаемая сделка с Fox, которая официально завершилась в 2019 году. А добивающим приемом можно считать запуск онлайн-платформы Disney+, на которой состоялась премьера сериала «Мандалорец». Высокое качество этого проекта из мира «Звездных войн», а также интерес публики к нему говорят, что стриминговый сервис Disney может одолеть и Netflix, который в прошлом году темными и светлыми силами смог ненадолго вырвать эту капиталистическую победу.

Напоследок давайте взглянем на список самых кассовых фильмов в истории кино. Первые пять позиций списка – «Мстители: Финал», «Аватар», «Титаник», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Мстители: Война бесконечности» – напрямую или косвенно принадлежат компании Disney, что уже без глубокого погружения в цифры говорит о пока что безоговорочном преимуществе «Мышиной монополии» над всеми остальными.

Добавьте нас в закладки

Чтобы не потерять статью, нажмите ctrl+D в своем браузере или cmd+D в Safari.
Добро пожаловать в мир историй от Storytel!

Вы подписались на рассылку от Storytel. Если она вам придётся не по душе, вы сможете отписаться в конце письма.

Вы уже подписаны на рассылку
Ваш адрес эелектронной почты не прошёл проверку. Свяжитесь с нами